«Поезд Минск – Гаага стартовал»

В центре - Светлана Тихановская, справа от нее - Павел Латушко. Фото Валентины Василевой.

Литва вместе с демократическими силами Беларуси подали в МУС документы о преступлениях режима Лукашенко

Литва обратилась в Международный уголовный суд с просьбой расследовать «преступления против человечности», совершенные режимом Александра Лукашенко. Об этом представители литовского правительства и демократических сил Беларуси сообщили на пресс-конференции в посольстве Литвы в Гааге.

Как заявил глава Народного антикризисного управления Беларуси Павел Латушко, поезд «Минск – Гаага» для Лукашенко и его окружения стартовал, весь вопрос – когда он прибудет к месту назначения. Беларусь не является государством-участником Римского статута, однако представители Литвы и демократической Беларуси нашли способ, как обратиться в МУС - они сосредоточились на, так называемых, трансграничных преступлениях – то есть преступлениях, совершенных против белорусов режимом Лукашенко на территории других стран – в данном случае Литвы.

«Фактически подтверждается совершение двух видов преступлений. Первый - преступления депортации, когда на территории Беларуси создана атмосфера постоянных рисков, угроз, арестов, убийств, и люди вынуждены покидать страну и выезжать в соседние государства. «Насильственно-депортированными сейчас считаются более трехсот тысяч белорусов, - говорит глава Народного антикризисного управления Павел Латушко. - Второй вид – это преступления преследования, которые осуществляются в отношении депортированных белорусов на территории государств – членов ЕС, но не только. Речь идет об угрозах жизни, задержании родственников, заочном осуждении без соответствующих правовых процедур, лишении возможности продлить паспорт, получить документы…»

Доказательства о причастности руководства Беларуси к преступлениям против человечности представители Народного антикризисного управления собирали около полутора лет, а затем передали их литовской стороне, которая решила, что есть достаточно оснований обратиться в Международный уголовный суд. Теперь прокурор МУС Карим Хан должен решить начинать ли расследование по этому делу. Передача документов еще не значит автоматического начала процедуры, но Карим Хан заявил, что запрос Литвы рассмотрит.

Чтобы дело было более весомым, Литва призывает правительства других государств, соседствующих с Беларусью, например, Польшу, поддержать запрос. На вопрос о том, когда, по ее мнению, Лукашенко может предстать перед судом в Гааге лидер демократических сил Беларуси Светлана Тихановская отвечает так:

«Мы должны быть реалистами. Конечно, все расследование может занять долгое время, мы должны это понимать. Это не будет завтра или послезавтра, этого может вообще никогда не случиться, такое тоже может быть. Но важно то, что слишком долго на преступления режима никто не обращал внимания: да, о них говорили, да, они освещались, но, чтобы перевести эти преступления в расследование, такого никогда не было. Сейчас это уже зафиксировано. Это преступления против человечности, они будут расследованы и это останется в учебниках по истории Беларуси».

Собравшиеся на пресс-конференции в посольстве Литвы журналисты выражали и скептицизм. Международный уголовный суд уже перегружен расследованиями дел о вторжении России в Украину и ситуации на Ближнем Востоке, а в Литве есть свой суд, который мог бы расследовать эти преступления. Однако, как пояснил советник правительства Литвы в МУС Аариф Абрахам, суд отдельного иностранного государства не может привлекать к ответственности высшее руководство другой страны, в отличии от Международного уголовного суда, у которого эта опция есть.

С другой стороны, даже если ордер на арест Лукашенко выдадут, не факт, что он окажется на скамье подсудимых. Монголия, которая является страной-участницей Римского статута, не только не арестовала Владимира Путина, ордер на арест которого уже выдан, но и встречала его с почестями во время его визита в начале сентября. Тем не менее советник правительства Литвы в МУС Аариф Абрахам уверен, что обращение в МУС по поводу трансграничных преступлений режима Лукашенко – важный шаг.

«Всегда сложно предсказать, как будет развиваться ситуация. Но нам следует помнить, что президент Путин не смог поехать в Южную Африку из-за риска ареста; мы уже слышали, что Лукашенко за несколько дней до этого обращения заявил, что его беспокоит, что оно якобы делается для того, чтобы не дать ему выполнить воображаемую роль медиатора в украинско-российском конфликте. Так что он уже тревожится о том, что он может и чего он не может делать на международной арене. Поэтому мир сужается для предполагаемых международных преступников», - говорит Аариф Абрахам.

«Конечно, это тяжелый политический тест и также тест для правоохранительных органов. И если государства не выполняют свои обязательства перед МУС, сам суд может применить действия против этих стран. Это было сделано в случае с президентом Судана Аль-Баширом, который не был задержан несколькими государствами, и я думаю, то же самое будет сделано в случае страны, которая отказалась исполнить ордер на арест Путина».