Линки доступности

Эксперты об освобождении десятков политзаключенных в Беларуси: новый пиар-ход Лукашенко


Противники режима Лукашенко проводят пикет в Вильнюсе, Литва
Противники режима Лукашенко проводят пикет в Вильнюсе, Литва

Александр Лукашенко 16 августа подписал указ о помиловании 30 белорусских политических заключенных. Список освобожденных держался в секрете, было известно лишь, что речь идет о 14 женщинах и 16 мужчинах. Позднее просочились сведения, что в число тридцати освобожденных вошли, кого белорусский диктатор освободил в начале июля.

Среди вновь помилованных по политическим делам, в частности, оказались 74-летний профсоюзный лидер Василий Береснев и бывшая журналистка государственного телевидения Ксения Луцкина.

Береснев отбывал девятилетний срок заключения по обвинению в экстремистской деятельности, разжигании ненависти и призывах к действиям, наносящим ущерб государственной безопасности.

Луцкина была приговорена к восьмилетнему сроку по обвинению в «заговоре с целью захвата власти» и организации массовых протестов летом 2020 года. У женщины диагностировано онкологическое заболевание.

Правозащитная группа «Весна» сообщила об освобождении по меньшей мере, 11 человек: кроме Луцкиной и Береснева назывались имена Катерины Лев, Натальи Петрович, Тамары Каравай, Светланы Полуэктовой, Ольги Новиковой, Аллы Зуевой, Ольги Стабровской и Ирины Санковской. Однако представители «Весны» отмечают, что количество судебных преследований в Беларуси растет. Так, в июле этого года не менее 170 человек были осуждены по политическим мотивам.


По официальным данным, настоящее время в белорусских тюрьмах и колониях находятся порядка 1400 политзаключенных. Среди них — лауреат Нобелевской премии мира Алесь Беляцкий, лидер протестного движения лета 2020 года Мария Колесникова, блогер Сергей Тихановский — муж нынешнего лидера белорусской оппозиции Светланы Тихановской, которая согласно независимому подсчету голосов, опередила Александра Лукашенко в ходе голосования 9 августа 2020 года.

А также адвокат Максим Знак, литературовед и публицист Александр Федута, лидер незарегистрированной Белорусской социал-демократической партии и ряд других.

«Сегодня в Беларуси журналистов преследуют по признаку принадлежности к профессии»

Заместитель председателя Белорусской ассоциации журналистов (БАЖ) Борис Горецкий отмечает освобождение Ксении Луцкиной, как, безусловно, положительный факт. И добавляет, что со стороны Лукашенко это больше похоже на пиар-акцию: дескать, смотрите все, какой я добрый — с больными женщинами не воюю.

«Надо понимать, что таких людей, как Ксения, среди белорусских политзаключенных — несколько десятков. Это так называемый "гуманитарный список", и туда вошли имена людей, которых правозащитные организации уже несколько лет просят власти освободить именно по состоянию здоровья», — отметил Горецкий в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».

По мнению заместителя председателя БАЖ, эта гуманитарная миссия связана с выборами в Беларуси в 2025 году. «Уже понятно, что эта кампания будет не такой, какой обычно она была, – с каким-то участием общества и видимостью интриги. Потому что все оппозиционные политики находятся за рубежом или в тюрьме, или же побывали в тюрьме, а оставаясь в Беларуси, уходят из какой-либо активной гражданской деятельности. Но Лукашенко все равно готовит почву для того, чтобы как-то смягчить отношение к нему со стороны Запада. Может быть добиться отмены какого-то количества санкций, может быть, через другие пиар-акции попробовать найти взаимодействие с украинским президентом Зеленским, в том случае, если активная фаза войны в Украине будет заморожена этой осенью. Такие имиджевые проекты могут помочь Лукашенко проводить избирательную кампанию в более спокойной обстановке и вновь начать его традиционное заигрывание с Западом», — полагает он. И напоминает, что подобной модели поведения Лукашенко следовал все 30 лет своего нахождения у власти, заигрывая то с Востоком, то с Западом.

В белорусских тюрьмах и колониях находится еще немало журналистов, арестованных за честное выполнение профессиональных обязанностей. Упомянув об этом, Горецкий подчеркивает, что некоторые из арестованных коллег просят не рассказывать об их делах.

«Это совершенно разные люди – начиная от простых журналистов, которые просто выполняли свой профессиональный долг, – например, как Екатерина Андреева, которая вначале получила 2 года за освещение протестов в Минске, а потом ей увеличили срок до 8 лет. И до руководителей медиа, как Марина Золотова и Людмила Чекина из самого популярного на момент закрытия портала TUT.BY. Это очень разные истории – кто-то публицист, кто-то журналист-расследователь, как Денис Ивашин, кто-то работал для польской аудитории как Анджей Почобут. Но эти истории схожи тем, что сегодня в Беларуси журналистов преследуют именно по признаку принадлежности к профессии», — говорит Горецкий.

«Если ты просто ходил на митинги, то, скорее всего, получишь два года, а может быть отделаешься двумя годами ограничения без направления в тюрьму. Но если ты журналист и освещал протесты, а еще и продолжаешь работать журналистом, то тут сроки от трех лет реальной тюрьмы, до 14-15 лет, которые получили Денис Ивашин и один из руководителей агентства БелаПАН Андрей Александров».

«Возможно, Лукашенко чувствовал, что вероятная победа России намного дальше, чем представлялось в феврале 2022 года»

Журналист, политический обозреватель Белорусской службы «Радио Свобода» и телеканала «Белсат» Виталий Цыганков убежден, что не следует преувеличивать значение предпринимаемых Александром Лукашенко гуманитарных действий.

«Их можно обсуждать, но за 30 лет правления Лукашенко многие комментаторы обращали внимание на незначительные тактические действия и говорили, что Лукашенко "переобувается", готов "идти на Запад" и тому подобное. На всем этом можно поставить жирную кляксу, потому что в стратегическом смысле этого не будет», — рассказал эксперт корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Виталий Цыганков считает, что в течение всей своей политической карьеры Лукашенко неоднократно доказал, что он не намерен вести Беларусь по пути западной демократии и либерализма. «Что касается его последних действий, то, конечно, он сейчас пробует маневрировать. Потому что "окно возможностей" для освобождения политических узников сейчас приоткрылось», — продолжает политобозреватель.


По мнению Цыганкова, этому сопутствовали три фактора: решительные действия правительства Польши, которое пригрозило полным закрытием границы с Беларусью. «И мы видим, что нелегальных мигрантов на польско-белорусской границе стало меньше. Потом, изменилась риторика Лукашенко в отношении польских политиков - он чаще начал говорить "мы - соседи", "соседи даются Богом", "мы должны жить вместе", и тому подобное. И еще один аспект, который всем приходит в голову, — Курская операция и успехи армии Украины на территории России. И эта территория очень близка к Беларуси. И, возможно, Лукашенко чувствовал, что вероятная победа России — намного дальше, чем представлялось в феврале 2022 года. То есть, можно сказать, что он "колебался вместе с линией партии" и как только украинцы начинали наступать, менялась его риторика», — комментирует белорусский эксперт.

Цыганков объясняет изменения в поведении самопровозглашенного президента Беларуси тем, что у того отсутствует стратегическое мышление, но есть лишь привычка реагировать на ситуацию. И в результате, все, кто имеет с ним дело, слышат от него то, что и хотят услышать.

Что же касается ситуации с белорусскими политическими заключенными, то Виталий Цыганков допускает, что Лукашенко и дальше будет применять подобную тактику: выпускать их понемногу небольшими партиями, каждый раз представляя это, как акт своего миролюбия. И при этом пытаться выторговать у Запада что-то для своего режима.

«Эта тактика логична, потому что даже с террористами ведутся разговоры, а не только с диктаторами. И ясно, что Запад будет вынужден на это отвечать. Кроме того, через белорусских киберпартизан просачиваются сведения о том, что президентские выборы могут быть назначены довольно быстро — на 23 февраля 2025 года, тот есть, фактически, раньше срока, который заканчивается в августе. А для этого ему хочется, чтобы предвыборная кампания проходила на фоне нового социального договора с обществом, мол — я изменился, давайте перевернем страницу», — подытоживает собеседник «Голоса Америки».

Форум

Читайте также

XS
SM
MD
LG