«Внешнее вмешательство» – среди предварительных версий крушения самолета AZUL, летевшего в Грозный. Катастрофа, унесшая жизни десятков человек, может оказать существенное влияние на отношения режима Владимира Путина с Казахстаном и Азербайджаном. Об этом, попытках Москвы запутать ситуацию и причинах отсутствия жесткого осуждения со стороны официального Баку, экс-советник Госдепартамента США, американский аналитик Пол Гобл (Paul Goble) рассказал в интервью журналисту «Голоса Америки» Алексею Горбачеву.
«Мы не видим жёсткого осуждения от президента или министра иностранных дел Азербайджана»
- Мало что известно о ходе расследования, но уже видно, что Россия пытается замолчать катастрофу на государственном уровне. Вчера российская пропаганда передавала, что это якобы стая птиц, и даже не упоминалось, что возможно речь идет о ракете. Так что я хотел бы узнать ваше мнение: будет ли это иметь какие-то последствия для отношений России с Азербайджаном, и какова, по-вашему, будет реакция Азербайджана, потому что в Баку тоже не особенно комментировали произошедшее?
- Неудивительно, что Москва пытается запутать ситуацию, выдвигая разные версии, чтобы журналисты, освещающие это, были вынуждены сообщать обо всех этих версиях, подрывая попытки выяснения истины. Фотографии обломков фюзеляжа указывают на попадание осколков, что почти наверняка означает, что было применено оружие. Птицы так самолеты не повреждают. Так что я считаю, что можно с уверенностью сказать, что этот самолёт был сбит, случайно или намеренно, по приказу Москвы или без приказа, по инициативе чеченского правительства. На эти вопросы мы пока не знаем ответа, но думаю, вполне очевидно, что этот самолёт был сбит в результате враждебных действий того или иного характера. Почти наверняка это была ракета класса «земля-воздух».
Отвечая на вторую часть вашего вопроса - возможно, мы никогда не узнаем правды, если российское правительство успешно скроет улики. Однако имеющиеся подозрения и, думаю, даже уверенность в том, что (крушение) стало результатом военных действий, приведут к тому, что Азербайджан и другие страны региона сократят количество полётов и будут с большим подозрением относиться к Москве – (ибо неясно, стало ли произошедшее) последствием враждебных действий по приказу Кремля, либо из-за недостаточного контроля Москвой сил на Северном Кавказе. Вполне допустимо, что чеченские силы, у которых есть определённые средства ПВО, могли использовать его без приказа Москвы. Я не утверждают, что Москва однозначно виновата, но думаю, что в Азербайджане и других странах будут возмущены тем, что Москва либо отдала такой приказ, либо не смогла проконтролировать региональные власти. Это, безусловно, бросит тень на отношения (Москвы и Баку). Это не приведёт к полному разрыву, по крайней мере, пока что, но сделает отношения менее тесными, это неизбежно.
- Как власти Азербайджана выглядят в глазах остального мира сейчас? Среди погибших было несколько десятков граждан Азербайджана, которые, вероятно были убиты из-за ракеты, попавшей в самолет, и всё же они продолжают воздерживаться от жёстких заявлений. Как думаете, как это скажется на внутренней политике Азербайджана?
- Я уверен, что некоторые представители правительства Азербайджана не хотят выступать с преждевременными заявлениями. Есть и те, кто считает, что даже если Россия виновата в этом, не стоит говорить об этом слишком громко, чтобы не разрушить возможность более тесного сотрудничества. Я уверен, что такие голоса звучат в Баку. И тот факт, что мы не видим жёсткого осуждения от президента или министра иностранных дел (Азербайджана) показывает, что они, вероятно, выжидают, и стараются не допустить, чтобы ситуация вышла за определенные рамки.
«Азербайджан захочет получить какую-то компенсацию от Москвы»
- Играет ли ситуация в Нагорном Карабахе какую-то роль в отсрочке публичной реакции?
- Были прогнозы о подписании мирного соглашения по Карабаху, но я думаю, что к до конца года оно не будет подписано - я всегда был скептически настроен в отношении этого сценария. Случай с самолетом не упростит ситуацию, но я не думаю, что это главная причина отсутствия прогресса в этом вопросе.
- Как вы думаете, Азербайджан попытается использовать эту ситуацию для каких-либо кулуарных переговоров с Кремлем?
- Я думаю, что Азербайджан захочет получить какую-то компенсацию от Москвы, если они придут к выводу, что этот самолёт был уничтожен российским оружием, убившим большое количество граждан Азербайджана. Что именно Москва может предложить, чтобы снизить бремя ответственности, пока неясно. Это могут быть деньги – Путин, как и многие другие лидеры, склонен думать, что деньги решают всё. Возможно, российское правительство увеличит свои инвестиции в строительство международного транспортного коридора «Север – Юг» через Азербайджан, или Москва может прекратить некоторую поддержку другим странам региона, которую Азербайджан предпочёл бы, чтобы они не получали. Но я не думаю, что Москва предпримет какие-либо грандиозные публичные шаги. Это не в стиле Путина, и мы уже видим, как российская машина пропаганды работает на полную мощность, чтобы запутать ситуацию и заставить СМИ говорить: «Ну, это, может быть, одна из версий, но есть и другие». Мы часто забываем, что в эпоху Путина дезинформация направлена не на создание альтернативной реальности, а на разрушение возможности прийти к конкретным выводам о том, что произошло на самом деле. То есть, Путин не то, чтобы хочет, чтобы люди верили в его альтернативное видение ситуации, он просто хочет добиться того, чтобы никто ни во что не верил. Это другая цель, но она определённо характеризует режим Путина.
- Еще одним актором здесь является Казахстан, и одна из обсуждающихся гипотез состоит в том, что поврежденному ракетой самолету не дали экстренную посадку в Чечне, возможно, чтобы скрыть обстоятельства. И в итоге самолет был перенаправлен в Казахстан, который находится дальше, и в конечном итоге разбился в Казахстане, да и на борту также находились граждане Казахстана. Как вы думаете, это может иметь последствия для отношений между Россией и Казахстаном?
- Я полагаю, что в Казахстане очень-очень недовольны этой ситуацией. Учитывая подход президента Токаева, это, вероятно, окажет большее влияние на реакцию Казахстана в отношении Москвы в ближайшие месяцы, чем на Баку, просто потому что Токаев – это не Алиев. Это два совершенно разных лидера. Один из вопросов, который у меня возникает: где находятся длинные взлетно-посадочные полосы? Полагаю, поврежденный самолёт захотел бы приземлиться там, где полоса длинная и широкая – это увеличивает шансы на успешную посадку. Однако большинство аэропортов на Северном Кавказе не имеют особенно длинных и, в частности, широких взлётно-посадочных полос.
Тем не менее, в Махачкале и Буйнакске есть наиболее подходящие условия (для экстренной посадки). В Актау, являющимся крупным центром нефтяной промышленности, также имеются огромные взлетно-посадочные полосы, способные обслуживать большеразмерные самолеты Ан-124. Так что это факт, что у россиян не было подготовленного плана действий, что привело к тому, что самолёт продолжил полёт на сотни километров. Ещё один момент, о котором мы не говорили: обычно, если ракета поражает самолёт, он падает сразу. Если этот самолёт был действительно поражён каким-то зенитным огнём и всё ещё мог пролететь сотни километров, чтобы покинуть российское воздушное пространство в поисках наиболее подходящей посадочной полосы, это требует дальнейшего изучения.
- В завершении хотел бы поговорить о внутренней политике России. Одной из гипотез является то, что Москва не проконтролировала применение такого оружия Северном Кавказе, как вы упомянули в начале. Как вы думаете, как это повлияет на ситуацию вокруг Путина?
- Это усилит подозрения среди россиян, что Чечня и некоторые другие регионы обладают вооружениями, применение которого Москва не полностью контролирует.
Эти опасения будут особенном актуальны на фоне новогодних праздников. Ряд стран региона отменяют рейсы (в Россию), и многие россияне, которые планировали путешествовать на Кавказ или в Центральную Азию на рождественские праздники, почувствуют это на себе, столкнувшись с отменой рейсов. Я думаю, это не вызовет массовые протесты, но это приведет к росту недовольства политикой Путина, приведшей к изоляции России, его слабому контролю над происходящим в Чечне. Если выяснится, что формально подконтрольные Кремлю силы (в Чечне) сделали это, возможно, Путин примет решение заменить Рамзана Кадырова. Это станет поворотным моментом для России, вызовет взрыв на Северном Кавказе, но также укрепит радикально националистический подход к управлению страной.
Форум