Российская политэмиграция обсуждает варианты поддержки Украины

  • Анна Плотникова
Депутаты Верховной Рады Украины ждут от находящихся за границей противников кремлевского режима решительных действий

Участники седьмой сессии Съезда народных депутатов России, собравшиеся в Варшаве, обсуждали вопросы, так или иначе связанные с последствиями полномасштабного вторжения российской армии в Украину, начавшегося почти три года назад.

Выступавший в заочном формате депутат Верховной Рады от фракции «Европейская солидарность» Алексей Гончаренко напомнил, что в России его заочно осудили на 10 лет заключения за выступление на первой сессии Съезда. И пошутил, что ждет увеличения срока за нынешнее выступление.

«Нам нужно действовать. Время съездов и форумов прошло. Пришло время сопротивления. Сила - единственное, что в мире уважают, что имеет значение», - считает Гончаренко.

И продолжил, что нынешняя война на истощение между Россией и Украиной показывает, что преимущество - на стороне агрессора, и оно заключается в том, что численный перевес армии н вастоящее время на стороне России.

Председатель Меджлиса крымскотатарского народа, бывший депутат Верховной Рады Украины Рефат Чубаров напомнил, что за 10 лет российской оккупации в Крыму поселилось около миллиона российских граждан. «С точки зрения законов Украины все эти люди пребывают в Крыму незаконно и подлежат выдворению. Мы сделаем все, чтобы эти люди вернулись на территорию России», - подчеркнул он, выступая по видеосвязи.

И продолжил: «Мы видим завершение войны победой Украины, для нас нет другого выхода. Любая уступка в итоге будет означать продолжение уничтожения украинского государства, украинцев, крымских татар».

По мнению Чубарова, в данном вопросе не должно быть половинчатых мер, но должна быть организована выплата репараций гражданами России с обязательным уголовным преследованием всех военных преступников.

Кроме того, международному сообществу следует озаботиться возвращением домой россиян, незаконно поселившихся во всех оккупированных областях Украины. А вот возбуждение против них уголовных дел может занять слишком много времени, поэтому можно ограничиться лишь моральным осуждением и депортацией.

«Санкции провалились, они не дали того эффекта, который мы хотим»

Оппозиционный политик, в прошлом офицер советских и российских спецслужб Геннадий Гудков, депутат Госдумы нескольких созывов, принял участие в работе Съезда в формате online.

В своем выступлении он отметил, что российская политэмиграция, по его наблюдениям, ненавидит и самого Путина, и развязанную им войну. «Только надо понимать, что пока он в Кремле, не будет никакой стабильности в мире, и даже военная победа (Украины) не означает краха путинского режима», - считает оппозиционер.

Позже в комментарии для Русской службы «Голоса Америки» Геннадий Гудков отметил важность грамотной контрпропаганды, которая могла бы дезавуировать кремлевские нарративы. По его словам, то, что пытаются делать оппозиционные блогеры и ведущие YouTube-каналов, охватывает лишь тех, кто находится в эмиграции, и тех, кто использует VPN на своих компьютерах в России. «Вся остальная аудитория выпадает, поэтому необходимо продумать способы доставки противодействия путинской пропаганде в окопы действующей армии, людям, находящимся на оккупированных территориях и тем, кто находится внутри России», - отметил Гудков, особо подчеркнув, что украинская контрпропаганда, в том числе информация о преступлениях российской армии на оккупированных территориях, в самой России не воспринимается.

Еще одной проблемой он считает почти полное отсутствие на Западе русскоязычных СМИ, которые могли бы противостоять путинской пропаганде. «Поэтому приличная часть старой российской эмиграции является "ватной". Например, во Франции, благодаря новой волне эмиграции, соотношение людей в русскоязычной диаспоре, поддерживающих Украину и не поддерживающих Путина - 68% против 32%, находящихся на другой стороне. И это - в одной из самых демократических стран!», - восклицает Гудков.

Бывший депутат Госдумы также упомянул российское коррупционное влияние на западных политиков. «Посмотрите, что происходит в Болгарии, Сербии, в Германии - особенно в восточной части. Какой-то осознанной контрпропаганды на эту часть населения нет, так же как ее нет во Франции, Голландии и других странах», - отмечает Геннадий Гудков. И напоминает, что Кремль ведет активную пропагандистскую работу на Западе, создавая в разных странах «Русские дома», организовывая «Русские вечера» и финансируя прокремлевские политические партии. «Чем мы на это отвечаем?» - задается вопросом оппозиционер. И сам же категорически отвечает: «Ничем!».

В конце своего комментария Геннадий Гудков констатирует: «Тысячу дней (войны России против Украины) мы упустили для того, чтобы объединить усилия и выработать правильную стратегию действий. Запад признает, что санкции провалились, они не дали того эффекта, который мы хотим».

«Кремль может себе позволить жертвовать людьми, а Украина – нет»

Присутствующий на VII сессии Съезда народных депутатов адвокат Николай Полозов оценивает процесс обмена военных и гражданских украинцев на плененных ВСУ российских оккупантов как очень сложный. «Отдельной и значимой проблемой является то, что российские власти последовательно отказываются от соблюдения норм международного гуманитарного права. Это Третья Женевская конвенция ("Об обращении с военнопленными" - А.П..), если мы говорим о военнослужащих и Четвертая Женевская конвенция ("О защите гражданского населения во время войны" - А.П.), если мы говорим о мирном населении. И, к сожалению, по мнению Кремля, в России вообще нет ни одного военнопленного для того, чтобы уйти от норм Конвенции - нет военнопленных, значит вообще не нужно ничего соблюдать», - разводит руками юрист.

Для оправдания этих противоправных действий в России был придуман специальный термин: «задержанный за противодействие “специальной военной операции”», и под этот статус подпадают и украинские военнопленные, и гражданские лица, которых зачастую содержат вместе. «Условия там абсолютно бесчеловечные, мы знаем это от тех, кто прошел этот ад. Они попали под обмен и рассказывают о том, что с ними произошло», - рассказывает Николай Полозов. И поясняет, что никакого доступа к таким людям нет. И единственный шанс для них общаться с внешним миром - если против них будет возбуждено уголовное дело.

«И тогда появляется иллюзорная зачастую возможность появления независимого российского адвоката, но в статусе "incommunicado" (в полной изоляции - А.П.) находятся тысячи людей, если не десятки тысяч. И их возвращение домой осложнено нежеланием Кремля этих людей отдавать», - убежден Полозов.

А несговорчивость Кремля в деле обмена пленными он объясняет тем, что ресурс Москвы больше, чем у Киева. «Кремль может себе позволить жертвовать людьми, а Украина - нет. И, конечно, будь на то воля украинских властей - всех бы поменяли в один день, а Кремль всячески этому препятствует и обмены происходят "в час по чайной ложке", что явно недостаточно», - убежден Полозов.

«Вопрос в готовности к активным действиям»

Одним из самых острых вопросов во взаимоотношениях действующего украинского политического класса и российских оппозиционеров, уехавших с территории своей страны, звучит так: хотят ли российские «релоканты» когда-либо реально возглавить Россию, и что им нужно для этого сделать?

Депутат Верховной Рады Украины Олег Дунда считает, что политикам его страны стоит иметь активные контакты с российскими политэмигрантами, но вопрос заключается в готовности последних к активным действиям. Пока этот процесс идет трудно, хотя по сравнению с российской политэмиграцией осени 2022 сделан большой шаг вперед.

Для того, чтобы украинский политический класс доверял нынешней российской политэмиграции, она должна, по мнению Олега Дунды, поддерживать активное сопротивление нынешнему кремлевскому режиму. «Второй очень важный аспект - деимпериализация России. И после этого можно о чем-то говорить. Если эмиграция не готова к этому, то это все “ни о чем, и никак”», - подытоживает депутат украинского парламента.