Линки доступности

Консолидация российской оппозиции: вызовы и перспективы


Юлия Навальная, вдова Алексея Навального, на митинге оппозиции у здания российского посольства в Берлине. 17 марпта, 2024.
Юлия Навальная, вдова Алексея Навального, на митинге оппозиции у здания российского посольства в Берлине. 17 марпта, 2024.

Эксперты – о том, как повлиял недавний конфликт в среде российской оппозиции на ее способность бороться против путинского режима

Российская оппозиция за рубежом анонсировала проведение в Берлине антивоенной манифестации на 17 ноября. Инициаторами акции выступили Юлия Навальная и недавно освобожденные из мест заключения в результате обмена Владимир Кара-Мурза и Илья Яшин.

По замыслу инициаторов, запланированное мероприятие должно привести к консолидации в оппозиционной среде, в которой существуют разногласия по многим принципиальным вопросам, периодически выплескивающиеся в публичное пространство. Однако уже разгоревшаяся острая полемика вокруг того, под какими флагами должны выступать манифестанты в Берлине – российским официальным триколором или бело-сине-белым (символом антивоенного движения), поcтавила шансы оппозиции на консолидацию под сомнение.

Кроме того, российский бизнесмен Евгений Чичваркин заявил в видеообращении о своём решении выйти из оппозиционных структур до той поры, пока активисты «не сфокусируются на борьбе с кровавым, чудовищным, позорящим нас всех путинским режимом». Чичваркин заметил, что его соратники слишком увлеклись «битвой друг с другом», вполне прозрачно намекая на недавний расколовший оппозицию скандал между ФБК и бизнесменом Леонидом Невзлиным.

Все это вместе порождает множество вопросов. В частности, кому может быть на руку конфликт в рядах оппозиции, что собой она представляет на сегодня, насколько эффективны её структуры и способны ли они к сплочению для эффективного противостояния путинскому режиму?

Потенциальная консолидация российской зарубежной оппозиции – действительно большая и очень трудная задача, считает директор Центра Сахарова Сергей Лукашевский. Поэтому, по его оценке, совершенно не случайно, что попытка организовать масштабную акцию в Берлине, сделав первый шаг на пути к объединению, сразу натолкнулась на внутренние противоречия и вызвала резкую полемику.

«При этом одна группа активистов утверждает: «Да, в России путинский коррумпированный режим, развязавший агрессивную войну против соседней страны, но тем не менее, мы все-таки можем использовать триколор, под которым выходили в 1991 году (на защиту Белого дома), и вообще этот флаг имеет гораздо более давнюю историю», – добавил он в комментарии для Русской службы «Голоса Америки». – А другие люди говорят: «Нет, этот флаг себя полностью дискредитировал». И простое решение проблемы, что кто-то может выходить под одним флагом, а кто-то – под другим, оказывается практически не реальным».

На эту тему развернулась острейшая дискуссия между различными лидерами общественного мнения, публицистами, обладающими определенным медийным ресурсом и социальным капиталом, констатировал Сергей Лукашевский: «При том, что в самом сообществе российских эмигрантов или релокантов, как показывают опросы, есть довольно большой спрос на консолидацию – может быть, не в виде создания конкретных организаций, а по крайней мере на ощущении собственного единства. В этом смысле показательно, как много людей пришли в том же Берлине на встречу с Ильей Яшиным вскоре после его освобождения из заключения. Всё поле парка, где проходила встреча, было заполнено людьми».

Наверное, оппозиции стоило бы начинать с создания коалиций, а потом уже выходить на совместные акции, рассуждает директор Центра Сахарова: «Но, видимо, в той ситуации, в которой находится сообщество эмигрировавших антивоенно и антипутински настроенных россиян, другой подход, к сожалению, технически невозможен. Тут многое будет зависеть от того, сколько людей соберется на мероприятие. Не тех, кто составляет круг оппозиционных активистов, известных медиаперсон, позиционирующих себя как общественных политических деятелей, а просто широкий круг людей, уехавших из России из-за неприятия войны».

Мнение последних в целом не тождественно спорам и дискуссиям в социальных сетях, полагает Сергей Лукашевский: «Если окажется, что эти люди откликнутся на призыв выйти на манифестацию и получится действительно значимая акция, то это может стать первым шагом к тому, чтобы эмигранты ощутили себя сообществом. И тогда, наверное, лидеры оппозиции смогут начать двигаться дальше к решению всех остальных вопросов: а какая у нас должна быть символика, какие есть общие принципы, которые твёрдо разделяются большинством, где границы нашей потенциальной коалиции и так далее».

В целом директор Центра Сахарова склоняется к тому, что в любом случае акция в Берлине будет важной попыткой на пути превращения сообщества российской эмиграции «из аморфной среды, наполненной внутренними противоречиями и спорами, в нечто более цельное и консолидированное».

Когда Чичваркин говорит, что выходит из оппозиции, он из-за этого не перестаёт быть врагом путинского режима, считает российский оппозиционный политик, историк Андрей Зубов. На его взгляд, бизнесмен в любом случае остается в оппозиционном стане и покидает лишь организацию, «которая претендует на то, чтобы говорить от имени всей оппозиции».

«Здесь принципиально важно другое, – пояснил собеседник Русской службы «Голоса Америки». – Оппозиция в зарубежье представляет собой русское общество, которое уехало за границу, чтобы не иметь ничего общего с путинским режимом, не участвовать в его преступной политике и одновременно, чтобы не сесть в тюрьму, если не станешь кривить душой и будешь говорить, что думаешь. В оппозиции собрались совершенно разные люди. Она никогда не представляла собой монолит – и это нормально. Оппозиционные силы формировали разные партии, направления, политические течения. Понятно, что существующие противоречия между представителями оппозиции еще больше обострились в связи с общим кризисом – войной в Украине. Это не только война как таковая, но это еще и большая моральная проблема для огромного числа людей, которые так или иначе переживают свою ответственность за происходящее».

Так что ожидать, что оппозиция вдруг станет единодушной, наивно, заметил Андрей Зубов: «В самой России единообразие возможно только при диктатуре, и Путин пытается его насадить. Когда правящий режим рухнет, надеюсь, что большинство оппозиционеров захотят вернуться в России, и тогда они опять создадут разные партии, в том числе радикальные, умеренно националистические и совершенно денационализированные, как и в любой демократической стране. Поэтому все эти скандалы нас не должны смущать».

Сейчас каждый из эмигрантов, уехавших из страны по политическим причинам, просто должен делать своё дело, рассуждает политик и историк: «Говорить то, что думает, доносить своё мнение до других, обосновывать свою позицию и так далее. В нынешней ситуации – это миссия русской оппозиции. Но вне родины она все равно не сможет стать влиятельной политической силой. Она будет только, если угодно, готовиться к тому моменту, когда вновь станет политическим слоем внутри России».

Общеизвестно, что все скандалы, убийства, провокации применительно к русской оппозиции в период до Второй мировой войны и после неё – дело рук НКВД-КГБ, также подчеркнул Андрей Зубов: «В этих структурах было целое направление деятельности по борьбе с русской оппозицией. В частности, всю переписку бывших российских дипломатов-послов, которые остались за рубежом и поддерживали друг с другом связь, умудрялись перлюстрировать чекисты и класть на стол Сталину. Он внимательнейшим образом (о чем свидетельствует его карандашная правка) вникал в то, чем занимается оппозиция и о чем она думает».

Нет сомнений и в том, что деятельность нынешней оппозиции крайне важна и опасна для путинской власти, уверен политик. Поэтому, по его словам, она пытается всячески дискредитировать оппозицию.

«А мы не должны на это вестись, надо уметь сдерживать себя. У меня нет на руках фактов (о причастности ФСБ к скандалам в оппозиционных кругах). Но, если посмотреть на то, кому это выгодно, всё становится очевидно. Поэтому, если мы действительно считаем себя людьми, которые хотят принести благо России, то должны смирить свои честолюбие и амбиции, где-то промолчать, но не давать возможности раздувать эти скандалы, постыдные, конечно, для всех нас», – резюмировал Андрей Зубов.



Форум

XS
SM
MD
LG