США: оборонный пакт между РФ и КНДР вызывает беспокойство, но не является неожиданностью

Пхеньян, 19 июня 2024 г.

Итоги визита Путина в Северную Корею стали предметом дискуссии среди аналитиков

Оборонный пакт между Россией и Северной Кореей, подписанный лидерами двух стран, вызывает беспокойство у США, но не является неожиданностью, заявил в четверг координатор Белого дома по коммуникациям в сфере национальной безопасности Джон Кирби.

Выступая перед журналистами, Кирби констатировал, что соглашение между Москвой и Пхеньяном является признаком отчаяния России, нуждающейся в иностранной помощи в войне против Украины.

«На протяжении многих месяцев мы говорили и предупреждали о растущих связях в сфере обороны между этими двумя странами, обнародуя разведданные, – сказал он. – Мы публично делились информацией о том, как КНДР поддерживает войну России против Украины, и о поставках оружия. Очевидно, что мы относимся к этому серьезно».

О намерении Южной Кореи пересмотреть свою позицию в вопросе о поставках оружия Украине после заключения договора о сотрудничестве и обороне между Москвой и Пхеньяном сообщили ранее в четверг мировые информационные агентства со ссылкой на советника по национальной безопасности страны Республики Корея Чан Хо Чжина.

До сих пор Южная Корея воздерживалась от прямой военной поддержки Киева, являясь при этом одним из мировых лидеров в области производства вооружений.

Напомним, что в документе, подписанном Путиным и Ким Чен Ыном, присутствует пункт о взаимной военной помощи в случае нападения на одну из сторон. Напомним также, что полный текст договора не опубликован.

Некоторые западные эксперты выражают мнение, что союз РФ и КНДР создает предпосылки для самой серьезной угрозы глобальной безопасности со времен Корейской войны. Так, научный сотрудник Центра новой американской безопасности в Сеуле Дуен Ким в интервью агентству Bloomberg сказал, что даже случайно возникший конфликт на полуострове способен перерасти в региональную или мировую войну.

В результате визита Владимира Путина в Северную Корею и сближения Москвы и Пхеньяна действительно возросла угроза глобальной безопасности, полагает приглашенный научный сотрудник Школы Флетчера, Университет Тафтса (Pavel Luzin, Fletcher School of Law and Diplomacy, Tufts University) Павел Лузин.

«Опасность в том, что своими действиями, в том числе отношениями с КНДР, Россия подрывает международные усилия по нераспространению ядерных и ракетных технологий. В частности, Москва способна передать свои технологии для производства атомных подлодок, военных спутников и баллистических ракет и научить северокорейцев делать все перечисленное лучше», – пояснил Лузин в комментарии для Русской службы «Голоса Америки».

Взаимодействие России и Северной Кореи в сфере военных технологий будет ограниченным, считает эксперт Канадского института по вопросам внешней политики Максим Старчак. Москва всегда выступала на стороне КНДР в ее противостоянии США, отмечает эксперт.

«Но упомянутые технологии, – продолжает он, – слишком чувствительная отрасль. Даже более близким партнерам – таким, как Беларусь, – Россия свои последние технологии и вооружения не предоставляла. Во-первых, это ценность, которая говорит о статусе страны, и делиться им Россия ни с кем не намерена. Во-вторых, это актив, который стоит больших денег. Отдавать его за (северокорейские) ракеты, которые не очень современны, а часть из них не пригодна к применению, Москва также не станет».

Визит Путина в КНДР преследовал, как представляется, две главные цели, говорит Старчак. «С одной стороны, – поясняет он, – (речь идет о том, чтобы) укрепить и расширить реальное военно-техническое сотрудничество (с Северной Кореей), а с другой – лишний раз напомнить о себе Западу и по возможности испугать его. Думаю, после войны, когда острая потребность в боеприпасах исчезнет, взаимодействие Москвы с Пхеньяном резко пойдет на спад. И в политическом, и военном смыслах Путин всегда действует очень ситуативно».

Слышны заявления, что в контексте войны с Украиной ответом Кремля Западу может стать передача КНДР каких-то ядерных технологий, напоминает эксперт. «Но тогда, – подчеркивает он, – это будет означать, что Россия выступает против режима ядерного нераспространения. Москва все же до сих пор формально выступает за урегулирование корейской проблемы и отказ Пхеньяна от ядерной программы. Пока даже на уровне риторики в официальных политических кругах России не заметно стремления подорвать режим ядерного нераспространения».

Вместо этого Москва может безболезненно для себя предоставить КНДР консультантов в военной или атомной сферах, считает эксперт.

«Возможно, передадут Пхеньяну какую-нибудь списанную ракету или другое вооружение, чтобы корейцы сами во всем разбирались. Но в целом, как видится, России проще расплатиться деньгами или другими финансово-экономическими активами. Пока военное сотрудничество двух стран – больше страшилка для Запада; мол, если что-то пойдет не так, у нас есть опция – передать КНДР нечто опасное», – резюмирует Старчак.

Политолог Дмитрий Орешкин убежден: по-настоящему серьезная угроза миру связана сегодня с войной России против Украины, а не со сближением «двух изгоев». По его словам, визит Путина в КНДР – реализация давно наметившейся тенденции. Определяет он эту тенденцию следующим образом: Россия стремительно превращается в Северную Корею.

«И вот на этом пути сделан очередной шаг, – подчеркивает собеседник Русской службы «Голоса Америки». – Причины – на поверхности: у Путина нет материальных средств для ведения войны. Те мощности ВПК, которые можно было загрузить, давно загружены, но их не хватает. Поэтому Путину приходится пользоваться услугами Северной Кореи. Это сближение вынужденное – прежде всего для Москвы».

По мнению Орешкина, эта ситуация едва ли чревата реальными глобальными последствиями для мировой безопасности: «Ось Москва-Пхеньян слишком ассиметрична и узка. Это совсем не ось Берлин-Рим-Токио – мощных государств с развитой экономикой. Северная Корея, кроме военной промышленности, ничем не примечательна. ... Мощная оборонная фабрика, в которую Ким Чен Ын превратил страну, поможет Путину с оружием и боеприпасами. Однако в глобальном смысле это, конечно, никакой не противовес США и Западу. Потому что ни Россия, ни, тем более, Северная Корея в экономическом и военно-стратегическом плане ничего особенного собой не представляют».

Союз второгодников – так именует политолог намечающийся тандем. «Они, – говорит он, – просто одинаково ненавидят развитый мир, только это их и объединяет. Корни сближения Москвы и Пекина, как кажется, кроются еще и в следующем. Путин недавно объявил, что будет снабжать оружием режимы, которые враждебны Западу. И вот у Ким Чен Ына, благодаря российскому правителю, появился доступ к оружию более высокого уровня. Это, естественно, у всех вызывает озабоченность».

Чего на деле добился российский президент – вопрос иной, продолжает Орешкин. «Южная Корея уже пообещала пересмотреть свое отношение к военным поставкам Украине. А потенциал у Сеула огромный. К тому же объективно нарастающая угроза со стороны Пхеньяна консолидировала треугольник США-Япония-Южная Корея. Благодаря этому усиливается роль США в Тихоокеанском регионе, что раздражает Пекин. Китай стал налаживать отношения с Сеулом, чего давно не наблюдалось. Список путинских "заслуг" можно легко продолжить. А вот для Ким Чен Ына это, безусловно, стало подарком. До этого он был “боевым пуделем” Пекина и типичным китайским прокси. Теперь он может быть еще и путинским прокси. Это расширяет его значимость, и это опасно», – резюмирует политолог.