Кинокритики-афроамериканцы определили своих фаворитов

Съемочная группа «Мальчишек из Никеля» на пресс-конференции Нью-Йоркского кинофестиваля.

Гил Робертсон: «Эти фильмы усиливают голоса, которые нужно услышать»

Ассоциация кинокритиков-афроамериканцев (AAFCA) в 16-й раз объявила лауреатов своих ежегодных премий. Фаворитами стали три игровые картины – «Уроки фортепиано» (The Piano Lessons), «Мальчишки из Никеля» (Nickel Boys) и «Синг Синг» (Sing Sing), получившие сразу по несколько наград, и две документальные ленты, «»Дагомея» (Dahomey) и «Дочери» (Daughters).

«Уходящий год был очень важным для кинематографа, - говорится в заявлении для прессы Гила Робертсона, президента AAFCA. - Он подарил нам впечатляющий список историй, которые передают всю сложность, упорство и красоту человеческого опыта. Мы гордимся возможностью приветствовать талантливых кинематографистов, работы которых продолжают расширять гуманистический диапазон экрана. Эти фильмы не просто развлекают, они усиливают голоса, которые нам нужно услышать».

Тернистая тема

Афроамериканские критики назвали фильм «Дочери» лучшим в категории «документальное кино». В их рейтинге он поделил первое место с «Дагомеей» (Dahomey), лауреатом высшей награды Берлинского кинофестиваля. По фактуре, стилистике и эмоциональному градусу это фильмы-антиподы.

Режиссер «Дагомеи» Мати Диоп родилась во Франции в семье эмигрантов из Сенегала. Она не новичок в кинематографе, ее документальные и игровые картины показывались на престижных смотрах, где получали призы. Новая ее картина посвящена важной культурно-политической акции: возврату 26 объектов искусства, в свое время похищенных французскими колонизаторами в королевстве Дагомея (нынешняя Республика Бенин). Долгие годы они хранились в музее во Франции, и вот настал час торжества исторической справедливости. Этой акции предшествовала бурная общественная дискуссия, в которой преобладали голоса выступающтх за репатриацию культурных ценностей их законным владельцам.

"Дагомея", кадр из фильма

Среди возвращенных артефактов - две статуи королей Дагомеи. А также королевский трон, захваченный французскими солдатами в 1892 году. Сейчас эти экспонаты демонстрируются в музее в Абомее, древней столице королевства, примерно в 65 милях от Гвинейского залива.

Отголоски дискуссии о репатриации слышны в высказываниях студентов университета Абомей-Калави, которые включены в фильм. При этом некоторые студенты считают, что количество возвращаемых культурных ценностей слишком мало.

Фильм снят в сдержанной, несколько остраненной манере. Предметы древнего африканского искусства становятся одушевленными и получают право голоса. Как отметила в своей рецензии в онлайн-издании ScreenDaily Уэнди Айди, «этот живой и продуманный фильм... можно считать важным вкладом в разговор о колониальном наследии Африки и о тернистой теме реституции и репатриации культурных ценностей в страны, откуда их похитили».

Отцовство как миссия

Если «Дагомея» производит впечатление рассудочного, интеллектуального репортажа с фантазийными элементами, то «Дочери», если коротко, это сгусток эмоций и горячий призыв к состраданию. Заказанный стриминговым гигантом Netflix фильм снят режиссером Натали Рей вместе с Анджелой Паттон, активисткой и инициатором социально-образовательных программ для чернокожих детей и подростков. Это растянувшийся на восемь лет репортаж, в центре которого необычный и смелый проект. Группа заключенных тюрьмы в столичном Вашингтоне подписалась для участия в пробной культурной программе, главным событием которой стал «танец с папой».

"Дочери" (кадр из фильма)

Отцовство – непростое дело при любых обстоятельствах, а представьте себе эту миссию, если отец отбывает тюремный срок. Об этом пишет Оливия Ваксман в журнале Time.

В ходе внепланового коллективного свидания дочери этих заключенных получают возможность станцевать и пообщаться со своими отцами. В качестве главных героинь нарратива авторы выбрали четырех девочек разных лет - Обри, Сантану, Разию и Джаану. И для дочерей, и для отцов это событие стало эмоциональным потрясением, которое во многом предопределило их дальнейшие судьбы. Авторы фильма приводят такую впечатляющую статистику – 95 проц. заключенных, участников программы, отбыв срок, больше не попадали за решетку. Авторы фильма, упомянув тюремные сроки, намеренно избегают называть и тем более описывать преступления, ими совершенные. Мы видим подавленных, страдающих, растерянных людей в оранжевых тюремных робах. Для них будущая встреча со своими дочерьми – возможность просить у них прощения за безотцовщину, сломавшую жизни их семьям.

В одом из эпизодов 15-летняя Разия жалуется, что ей крайне редко разрешали свидания с Алонсо, ее отцом, отбывающим 30 лет тюрьмы, причем длительность видеообщения не превышала 15 минут. Ее мать Шерита говорит, что дочь сильно переживала разлуку с отцом и дважды пыталась покончить с собой.

10-летняя Сантана говорит о том, что, когда вырастет, ни за какие деньги, пусть даже за миллион долларов, не согласится завести детей. Многолетнее расставание с Марком, своим отцом, нанесло ей очень сильный удар, и она не хочет множить вероятные семейные трагедии в будущем.

На протяжении десяти недель участники программы прошли «курс отцовства» под руководством социального психолога Чэда Морриса в формате групповой терапии. Сложные чувства, которые испытывают участники этих сессий, Моррис описывает как «эмоциональные американские горки».

Анджела Паттон так описывает терапевтическое значение свиданий заключенных с дочерьми: «Это и есть путь исцеления от травмы. Это и есть путь к укреплению семей, потому что мы понимаем: когда семьи крепки, укрепляются основы общества».

Тюремный спектакль

Тюремная тема заявлена и в игровой картине «Синг Синг» (Sing Sing), вошедшей в топ-десятку лауреатов премии афроамериканских критиков. Как и в «Дочерях», здесь явственно декларируется тезис о возможности эффективной гуманизации самых закоренелых преступников. А судя по большим срокам, какие отбывают участники тюремного театрального кружка в «Синг-Синг», они совершили тяжкие преступления с применением насилия. Как и «танцы с дочерьми», это реальная программа реабилитации, взятая на вооружение в одной из самых печально известных пенитенциарных учреждений Америки.

Колман Доминго («Синг-Синг») на церемонии The Gothams Film Awards в Нью-Йорке

Трудно отделаться от ощущения, что это не игровое кино с актерами, а документальный фильм. Режиссер Грег Кведар написал сценарий вместе с Клинтом Бентли, за который они удостоены награды AAFCA. Кведар пригласил на главные роли профессиональных актеров Колмана Доминго и Пола Рейси, а другие роли сыграли многие бывшие выпускники этой программы, один из которых, Кларенс Маклин, сыграл настолько ярко, что удостоился приза AAFCA за лучшую роль второго плана.

Что касается Колмана Доминго, то его герой, Джон «Дивайн Джи» Уитфилд, настолько убедителен, что помимо наградного списка критиков-афроамериканцев его имя фигурирует в нескольких других рейтинговых списках номинантов.

Как считают некоторые эксперты, фильм «Синг-Синг» может на последнем этапе оскаровской гонки вызваться вперед и стать одним из основных претендентов на премии «Оскар». Так, Доминго и Маклин недавно стали лауреатами премии Gotham Awards.

Новаторский подход

Дух эксперимента царит в еще одной картине, лидирующей в рейтинге критиков-афроамериканцев. Социальная драма «Мальчишки из «Никеля» (The Nickel Boys) была показана на открытии Нью-Йоркского кинофестиваля минувшей осенью. Режиссер Рамелл Росс написал сценарий вместе с Джослином Барнсом, взяв за основу одноименный роман Колсона Уайтхэда, удостоенный Пулитцеровской премии.

Действие разворачивается в начале 60-х годов во Флориде, в городе Таллахасси. Двух юных афроамериканцев отправляют в исправительную школу Nickel Academy, известную своим жестоким обращением с темнокожими учениками.

Влюбленный в книги и витающий в облаках Элвуд (Итан Херисс) и куда более здравомыслящий и практичный Тернер (Брэндон Уилсон) вынуждены защищать себя от жестокого обращения в исправительной школе, где учителя-расисты избивают учеников за малейшие нарушения правил поведения и наказывают за нарушения, которых они не совершали. Их сегрегируют, унижают, запугивают и подвергают сексуальному насилию.

Под вымышленной Nickel Academy подразумевается реально существовавшая в те годы школа Дозьер для мальчиков в городке Марианна (Флорида). Неподалеку от здания школы в последние десятилетия обнаружены десятки анонимных могил, что наводит на самые мрачные предположения.

С первых же кадров обращает на себя внимание необычная стилистика съемки, которую называют POV (точка зрения от первого лица). Нарратора нет в кадре, он ведет съемку, причем, как правило, в максимальном приближении к объекту съемки. Росс активно использует сверхкрупные планы и необычные ракурсы, когда, например, не показаны лица и фигуры людей, ведущих диалог.

Афроамериканские кинокритики отмечают поваторский подход в визуализации рассказываемой истории, что, по их мнению, усиливает эмоциональное восприятие событий, показанных в фильме. Вероятно, это видение, которое впору назвать гиперреализмом, Росс отточил за годы жизни в Алабаме, где профессионально занимался фотоискусством и организацией выставок фотографий и арт-инсталляций, посвященных жизни афроамериканцев на американском Юге.

Его раннее увлечение фотографией и архивными академическими изысканиями ощутимо в новом фильме, где игровые эпизоды перемежаются фотографиями, историческими документами, газетными заголовками прошлых лет, кадрами кинохроники. Так, он намеренно избегает буквального показа сцен расового насилия. В этих эпизодах камера «бродит» по стенам, натываясь на горящие лампы, как бы имитируя восприятие ребят в момент их избиения.

«Когда люди получают травматичный опыт, - заметил Росс на пресс-конференции, - они далеко не всегда смотрят злу прямо в глаза. Взгляд бывает случайным, и эти случайные впечатления становятся чувственными сигналами, на которые затем, в будущем, опирается память человека».

Инструмент раздора

Куда более традиционен, и даже местами банален фильм «Уроки фортепиано» (The Piano Lesson), ретродрама режиссера-дебютанта Малкольма Вашингтона, сына голливудской звезды Дензела Вашингтона, взявшего на себя обязанности продюсера этого крепкого семейного проекта. Сценарий написан режиссером вместе с Вирджилом Уильямсом по мотивам одноименной пьесы Огаста Уилсона. В одной из ролей выступил еще один сын Дензела Джон Дэвид Вашингтон. А среди актеров мы видим любимца Тарантино Сэмюэла Джексона и певицу Эрику Баду. Фильм можно посмотреть на стриминговой платформе Netflix.

Даниэлла Дэдуайлер («Уроки фортепиано») на кинофестивале в Торонто

Место действия – Питтсбург, время действия – Великая Депрессия, хотя для прояснения некоторых важных обстоятельств авторы фильма катапультируют зрителя в другие времена, в том числе в самое начало 20-го века в штат Миссисипи. Семью Чарльзов нельзя назвать благополучной. Обитатели старого дома постоянно пикируются. Их ссоры доходят нередко до критической точки. Они никак не могут поделить уникальное фортепиано.

Если не принимать в расчет несколько флэшбеков, «Уроки фортепиано» можно назвать камерной театрализованной драмой с минимальной сменой декораций и многословными диалогами. Кстати, одна из режиссерских работ Дензела Вашингтона «Ограды» (Fences), где он сыграл главную роль, поставлена по сценарию Огаста Уилсона примерно в той же стилистике радиопьесы. В то же время вряд ли уместно говорить о реалистичности видения молодого режиссера. В фильме довольна сильна мистическая линия, а сцена освящения дома пастором скорее напоминает изгнание нечистой силы из типового голливудского фильма ужасов. Не случайно критика причислила ленту «Уроки фортепиано» к тренду «южной готики».

Церемония чествования новых лауреатов наград ассоциации критиков-афроамериканцев пройдет 19 февраля в отеле Beverly Wilshire в Беверли-Хиллс (Калифорния).