Черный котенок без страха и упрека выживает после гигантского наводнения в компании с капибарой, лемуром, собакой и птицей-секретарем. Этот своего рода мобильный зоопарк героически ищет кусочки уцелевшей суши, используя кораблик, брошеный людьми, исчезнувшими неизвестно куда после потопа.
Такова сюжетная канва экологической анимационной притчи «Поток» (Flow), которая демонстрируется в эти дни в Манхэттене в артхаусном киноцентре Angelika Film. Нью-йоркская премьера фильма, снятого латвийским режиссером Гинтсом Зильбалодисом (Gints Zilbalodis), состоялась во Florence Gould Theater центра L’Alliance – форпоста франкофонной культуры и французского языка в Нью-Йорке. Причастность Франции к латвийской картине бесспорна, так как кинематографисты этой страны, а также Бельгии, участвовали в призводстве ленты, сценарий которой Зильбалодис написал вместе с латвийским драматургом, режиссером и продюсером Матиссом Казой (Matiss Kaza).
Мировая премьера «Потока» состоялась в мае на кинофестивале в Канне, в программе «Особый взгляд». Американский прокат картины осуществляют дистрибюторы Sideshow и Janus Films. Сообщается, что Латвия выдвинула ее на премию «Оскар». «Потоп» включен в лонглисты в двух номинациях – «лучший международный фильм» и «лучший полнометражный анимационный фильм».
«Смотреть «Поток» - сущее удовольствие, это глубоко волнующая история, - пишет критик Дэвид Руни в The Hollywood Reporter, - и работа уникального таланта, который заслуживает быть включенным в список лучших аниматоров мира».
Парад самолюбий
После пресс-показа в Нью-Йорке Гинтс Зильбалодис ответил на вопросы зрителей и модератора обсуждения программера компании Unifrance Хлои Деу.
«Я думаю, многие люди увидят себя в этих животных, - сказал режиссер. - Но с самого начала для меня было важно, чтобы животные вели себя естественно для представителей фауны. Конечно, мы позволяли себе немного фантазировать. В одном эпизоде кот пытается управлять лодкой, что, ясное дело, в реальности невозможно. Ряд критиков считают «Поток» притчей, в которой животные представляют людей».
В этой невероятной компании на первом плане кот, которого можно считать главным протагонистом истории выживания в чрезвычайных условиях.
Кстати, гостя спросили, а кто этот самый протагонист в гендерном отношении, - кот или кошка, на что последовал ответ, что это совершенно не важно.
«Да, он своего рода герой, и в тоже время мы хотели показать его негативные черты, - сказал режиссер. - Кошки очень эгоистичны, а порой и весьма агрессивны. Но мы этим существам все прощаем, потому что они очаровательны».
Что касается маленькой колоритной компании, то каждого режиссер наделяет характерными чертами. «Персонаж пса претерпевает заметную эволюцию, - отметил Зильбалодис, - Вначале тот крайне несамостоятелен, но постепенно обретает независимость и совершает самостоятельные поступки, сохраняя свое дружелюбие. Лемур одержим идеей причастности к дружной группе и добивается признания. Не менее отчаянно борется за место в группе птица-секретарь. И, наконец, самое миролюбивое существо в этой компании – капибара. Она уживается со всеми, но в силу своего характера остается аутсайдером, чему сама, похоже, не рада».
Шаг за шагом
Кинорежиссер и аниматор Гинтс Зильбалодис родился в 1994 году. Как он рассказал на пресс-превью, всегда, с самого детства, любил природу и ее обитателей. В его тинейджерские годы в их семье появились кошки, чуть позднее - собаки, и он полюбил создавать в своем воображении всякие ситуации с их участием, где фоном выступали полуреалистические, полуфантазийные ландшафты. Отец приучил Гинтса смотреть классические фильмы таких режиссеров как Хичкок и Кубрик. Что касается анимации, то юноша сразу и бесповоротно полюбил фильмы японца Хаяо Миядзаки. Его также привлекло то, что Миядзаки, начиная работу, часто не знал, куда вырулит сюжет и чем закончится история. Такой подход он и сам взял на вооружение.
Гинтс начинал с двухмерной рисованной анимации, она казалась ему самой простой техникой. Постепенно осваивал компьютерную анимацию (CGI). В старших классах средней школы начал делать короткометражки в рамках школьных арт-программ. Шаг за шагом постигал премудрости профессии аниматора, снимая на мизерные бюджеты свои маленькие фильмы.
Вершиной того начального периода стала его первая полнометражная картина «Прочь» (Away, 2019), которой он и сегодня гордится. В русскоязычных источниках фильм получил название «Таинственный остров». «Прочь» получила престижную награду на анимационном фестивале в Аннеси, показывалась на более чем 90 фестивалях и была продана на 18 территорий.
Это история мальчика, который попадает в загадочные пустынные края на краю света. Его неотступно преследует зловещий призрак, похожий на гигантского примата. Мальчику, лихо управляющему мотоциклом на извилистых приморских дорогах, удается ускользать от преследователя, но тот вновь и вновь, как навязчивое видение, встает на его пути.
Ранее его короткий фильм Aqua стал для молодого аниматора пробой пера, подступом к поэтике «Потока». Там главный герой – кот, который боится воды.
Сновидение и реальность
Как отмечают рецензенты, отличительной чертой творческого метода Зильбалодиса является отсутствие диалогов в обеих его полнометражных картинах.
Режиссер объясняет это так. «Во мне все противится диалогам. Я не представлял «Поток», в котором бы звучала чья-то речь. Мне кажется более естественным полагаться на визуализацию нарратива. Ведь для анимации изображение гораздо важней и продуктивней, чем текст».
Еще одной характерной чертой нарративного стиля в «Потоке» можно считать отсутствие негативных персонажей. Все животные вызывают симпатию и сочувствие. Функцию злодея режиссер делегировал самой природе, обрушившей на Землю вселенский потоп. Тема выживания живых существ после глобальной катастрофы очень отчетливо заявлена в фильме.
«Мне кажется, что анимация может проникать в подсознание зрителя глубже, чем игровое кино, - говорит Зильбалодис. – Она легче преодолевает культурные и языковые барьеры, и может быть гораздо универсальней. В то же самое время я бы не стал проводить глубокую разделительную черту между ними, считая анимацию просто иной техникой рассказа».
Название фильма отсылает к наводнению. Но почему не потоп (flood), а поток (flow)?
«Название, конечно, описывает наводнение и связано с его последствиями, - говорит режиссер. - Это роуд-муви, только маршрут его пролегает по воде. В пути бесстрашному коту и всей его честной компании приходится преодолевать немалые трудности».
Помогло ли ему сосредоточение полномочий, ведь он и режиссер, и драматург (соавтор сценария - Матисс Каза), и композитор?
«Мне было 24 года, когда я закончил «Прочь» и начал немедленно работать над «Потоком», - сказал Зильбалодис. - У меня появились больший бюджет и большая команда. Работа заняла пять с половиной лет, все оказалось масштабней, амбициозней и сложней. Мне повезло работать с высокими профессионалами. Что касается музыки, то я использовал множество визуальных референций. Затем я привлек другого композитора, Рихардса Залопе, он профессиональный музыкант, а я – нет».
«Поток» - копродукция трех стран – Латвии, Франции и Бельгии, - продолжал он. - Анимация делалась во Франции и Бельгии за небольшим исключением. Руководил командой аниматоров Лео Сили-Пелиссье. Он и его коллеги - все горячие энтузиасты, талантливые и нацеленные на оптимальный результат. У них под рукой были видео о котах, собаках и других животных. Нам всем хотелось, чтобы наши герои двигались и звучали естественно. Мы не использовали человеческие голоса для имитации голосов животных, а использовали их реальные звуки. Наш фильм похож на сновидение, мы балансируем на грани между фантазией и реальностью. Такое ощущение, что ты вроде бы проснулся, но хочешь оставаться во сне».
Форум