Линки доступности

В Торонто завершился 49-й международный кинофестиваль


Премьер-министр Канады Джастин Трюдо слушает речь режиссера документального фильма «The Tragically Hip: No Dress Rehearsal» Майка Дауни на Международном кинофестивале в Торонто. На сцене также продюсер фильма Джейк Голд и участники группы Tragically Hip (фото REUTERS).
Премьер-министр Канады Джастин Трюдо слушает речь режиссера документального фильма «The Tragically Hip: No Dress Rehearsal» Майка Дауни на Международном кинофестивале в Торонто. На сцене также продюсер фильма Джейк Голд и участники группы Tragically Hip (фото REUTERS).

Диапазон предпочтений TIFF-2024: от фантазийной притчи до телесного хоррора

В Торонто завершил работу 49-й международный кинофестиваль (TIFF). В воскресенье, 15 сентября были названы победители самого престижного фестивального соревнования – «Выбор народа» (People’s Choice Awards). Презентером-спонсором фестиваля впервые стала компания Rogers, крупнейшая коммуникационная и медийная корпорация Канады.

TIFF традиционно позиционирует себя как неконкурсный обзорный киносмотр, или фестиваль фестивалей. Здесь нет обычных для международных кинофестивалей высокого ранга конкурсных секций, нет ассортимента наград, присуждаемых различными жюри. Однако именно демократический «Выбор народа», определяемый онлайн-голосованием зрителей, является аналогом главных призов фестивалей «Большой европейской тройки» (Берлин, Канны, Венеция) и служит индикатором для выявления будущих номинантов на премию «Оскар».

Получателями премий зрительских симпатий на этот раз стали три фильма – «Жизнь Чака» (The Life of Chuck) Майка Флэнагана, «Субстанция» (The Substance) Корали Фаржа в секции «Полночное безумие» и «The Tragically Hip: Без генеральной репетиции» режиссера Майка Дауни в документальной секции.

Поклон Голливуду

Второе место по количеству зрительских голосов в главной категории после «Жизни Чака» завоевала лента «Эмилия Перес» (Emilia Perez), а третье – эксцентрическая комедия «Анора» (Anora). Но если свой зрелищный потенциал две эти картины обозначили еще в мае на Каннском фестивале, где «Анору» увенчали Золотой пальмовой ветвью, то успех в Торонто «Жизни Чака» стал своего рода сенсацией. Еще более удивительно, что картину пока не законтрактовал никто из домашних прокатчиков и, соответственно, у нее нет даты выпуска в кинотеатры США или на стриминговые платформы. Любопытно, что, как сообщил российский деловой вестник «Бюллетень кинопрокатчика», «Жизнь Чака» выпустит в российские кинотеатры кинокомпания «Вольга».

Надо полагать, что торонтский «Выбор народа» подтолкнет дистрибьюторов, и картина обретет прокатный статус, соответствующий статусу любимца публики. Пока же это единственный за обозримую историю TIFF главный лауреат фестиваля, имещий «сиротский» статус. Впрочем, он может измениться в самое ближайшее время.

«Жизнь Чака» - адаптация новеллы Стивена Кинга о трех периодах жизни обыкновенного человека, бухгалтера по имени Чарльз Кранц, которого играет Том Хиддлстон. Новелла вошла в сборник Кинга «Будет кровь».

Главный герой умирает в возрасте 39 лет, и его жизнь «отматывается» назад, будучи при этом сведена к трем почти самостоятельным эпизодам.

«Жизнь Чака». Кадр из фильма (фото TIFF).
«Жизнь Чака». Кадр из фильма (фото TIFF).

«Жизнь Чака» начинается величественно, а завершится на интимной ноте, как заходящее солнце», - отмечает в фестивальном онлайн-каталоге программная отборщица Джейн Шоттле. Она сравнивает картину Флэнагана с лентой «Останься со мной» (Stand By Me) режиссера Роба Райнера 1986 года. Новая картина Флэнагана, который не раз как режиссер и продюсер обращался к прозе Кинга, причем к вещам писателя в жанре крутого и мрачного хоррора, смягчила настрой на умеренно оптимистичный. «Флэнагану удается то, что удается крайне редко, – заставить меланхолию звучать с теплой интонацией», - констатирует Шоттле.

Рекламщики весьма удачно окрестили фильм «Жизнь Чака» 46-летнего Флэнагана «апокалиптической версией «Этой замечательной жизни». Классический фильм режиссера Фрэнка Капры с Джеймсом Стюартом и Донной Рид был снят в 1946 году. Это чисто голливудский коктейль из реальности и фэнтези с мощным катарсисом в финале.

Любопытно, что и трагикомедия Капры поначалу не пришлась ко двору в Америке, не имела внятного коммерческого успеха, и лишь спустя годы обрела репутацию вечнозеленой классики, которую непременно крутят по ТВ в канун Рождества.

Жанровые коктейли

Джейн Шоттле не скупится на похвалы и в отношении еще одного фестивального фаворита – «Эмилии Перес» французского мастера Жака Одиара, памятного по ленте «Пророк». По ее оценке, это очень смелое сочетание жанров поп-оперы, наркотриллера и феминистской драмы. Сильное впечатление производит женский актерский ансамбль – Зои Салдана, Селена Гомес, Адриана Пас и Карла София Гаскон. В Канне «Эмилия Перес» была заслуженно отмечена наградой жюри и призом за лучший актерский ансамбль.

Салдана выступила в роли мексиканского адвоката Риты Моро Кастро, которая отточила до блеска свое юридическое мастерство, что позволяет ей спасать богатых клиентов-убийц от тюрьмы. Она привлекает к себе внимание зловещего мафиози, который намерен тайно поменять пол и уже под прикрытием нового гендера ускользнуть от властей. Хитроумный план приводит к рождению на свет некоей Эмилии Перес. Но все пойдет не так, как затеяли ловкие махинаторы.

«Эмилия Перес». Кадр из фильма (фото TIFF).
«Эмилия Перес». Кадр из фильма (фото TIFF).

Третье место в категории «Выбор народа» досталось недавнему каннскому триумфатору эксцентричной драме «Анора» режиссера Шона Бейкера («Мандарин», «Красная ракета», «Проект Флорида»).

История спонтанного романа практичной и неглупой нью-йоркской стриптизерки Эни и Ивана, авантюрного сынка российского олигарха, прожигающего жизнь в Америке, рассказана увлекательно, убедительно и остроумно.

Криминальный нарратив прописан размашисто и сочно, как у Гая Ричи, а диалоги искрометны и самопародийны, как у Тарантино. Девицу легкого поведения, неудачливую бруклинскую Золушку, играет 25-летняя американская актриса Майки Мэдисон, а непутевого баловня судьбы, обернувшегося роковым обманщиком, – 22-летний российский актер Марк Эйдельштейн, похожий на Тимоти Шаламе. Его называют новым секс-символом российского кино.

В фильме «Анора» также заняты известные российские актеры Юра Борисов, Дарья Екамасова и Алексей Серебряков. Но даже в компании со столькими талантами выделяется колоритный Каррен Карагулян, давний соратник Бейкера, в роли Тороса, советника и подручного олигарха.

Действие разворачивается в основном в роскошном особняке на Брайтон-Бич, в котором веселится Иван с дружками, а также в Лас-Вегасе, куда отпрыск миллиардера отправляется в развеселой компании и где они с Эни зарегистрируют злополучный брак. Чтобы его расторгнуть, запаниковавшие родители парня посылают грозного и хитрого Тороса, а потом нагрянут и сами.

«Шон Бейкер исключительно хорошо рисует специфическую среду, - пишет Дэвид Руни в Hollywood Reporter, - потрафляя нашей любви к крутым героям с тем, чтобы с их помощью разогнать динамику действия до безумного хаоса».

«Анора». Кадр из фильма. (фото TIFF)
«Анора». Кадр из фильма. (фото TIFF)

Размерами хаоса с «Анорой» может потягаться эффектный сатирический ужастик «Субстанция» (The Substance), получивший в Канне приз за лучший сценарий.

Секция «Полуночное безумие» привечает самое радикальное кино, так сказать, на грани нервного срыва, и победа фильма Корали Фаржа в ней абсолютно закономерна. Деми Мур выступила в роли увядающей голливудской звезды Элизабет Спаркл, бросающей вызов воплощению-клону ее самой, только молодой (Маргарет Куолли из «Однажды в Голливуде»).

Критики окрестили этот субжанр телесным хоррором (body horror). В «Субстанции» многие увидели отголоски «Портрета Дориана Грея» Оскара Уайльда, только заточенного под воинственный феминизм. «На экране много крови, кажется, будто она просачивается через экран», - так охарактеризовал свои ощущения от просмотра директор Каннского фестиваля Тьерри Фремо.

«Субстанция». Кадр из фильма (фото TIFF).
«Субстанция». Кадр из фильма (фото TIFF).

Лауреатом премии зрительских симпатий в документальной секции стал канадский фильм «The Tragically Hip: Без генеральной репетиции». Коллективный герой картины – рок-группа The Tragically Hip, самая популярная в Канаде. Фильм разбит на четыре главы, рассказывающие о восхождении к славе простых парней из города Кингстон в провинции Онтарио. 30 лет гастролей, более дюжины долгоиграющих альбомов, трагический уход фронтмена Горда Дауни (режиссер Майк Дауни – его брат) нашли отражение в фильме. Своими воспоминаниями делятся участники группы, а также такие персоны, как актер Дэн Эйкройд и политик Джастин Трюдо.

«The Tragically Hip: без генеральной репетиции». Кадр из фильма (фото TIFF).
«The Tragically Hip: без генеральной репетиции». Кадр из фильма (фото TIFF).

Украинский ракурс

Украинскую тематику на фестивале представляли несколько фильмов.

Игровую картину в жанре sci-fi «Ты – Вселенная» (U are the Universe) украинского режиссера Павло Острикова, снятую совместно с Бельгией, можно считать притчей о судьбах человеческой цивилизации.

Украинская режиссер Анастасия Бортуали сняла в Исландии «Временное убежище» (Temporary Shelter) - правдивый репортаж о сложностях адаптации в этой необычной стране группы украинских беженцев.

Французский документалист Оливье Сарбиль, живущий в Нью-Йорке, снял в воюющей Украине фильм «Виктор» (Viktor), еще одну историю адаптации, на этот раз глухонемого фотографа, делающего все возможное, чтобы помогать своей стране в трагический момент ее истории.

В центре игрового фильма польского режиссера Дамиана Коцура «У подножия вулкана» (Under the Volcano) – отдыхающая на Канарах украинская семья, ставшая беженцами, когда Россия начала широкомасштабную агрессию в Украине.

Заметим, что в программе TIFF не было ни одного фильма российского производства. Тем самым Торонто, как и многие другие влиятельные киносмотры мира, выражают свою осуждение агрессивной войны, развязанной Россией.

Тема войны, чрезвычайно болезненная сама по себе, обернулась на TIFF громким скандалом. Канадско-французский документальный фильм «Русские на войне» (Russians at War) режиссера Анастасии Трофимовой вызвал возмущение у украинцев в Канаде и во всем мире тем, что ставит на одну доску агрессора и жертву, игнорирует важные исторические факты и стремится вызвать сочувствие к захватчикам. После некоторых колебаний руководство фестиваля приняло решение снять фильм из программы из-за угрозы безопасности для участников, организаторов и зрителей.

Напомним, что премия «Выбор народа», учрежденная на TIFF в 1978 году, проложила дорожку к номинациям и премиям «Оскар» для таких лент, как «Номадлэнд», «Зеленая книга», «12 лет рабства», «Король говорит», «Миллионер из трущоб», «Красота по-американски» и «Огненные колесницы».

Форум

XS
SM
MD
LG