Довольно эксцентричная семья из нашумевшего в 2006 году фильма «Маленькая мисс Счастье» (Little Miss Sunshine) отправилась в свое трагикомическое путешествие из пыльного города Альбукерке, штат Нью-Мексико, в Калифорнию. Более типичная и чуть менее странная американская семья из новой картины «Счастливая чистка» (Sunshine Cleaning) режиссера Кристин Джеффс так и остается в черте своего города - в одном из его бедных невзрачных районов.
Когда смотришь картину, персонажей фильма, хотя они и американцы, хочется охарактеризовать традиционно русским литературным словосочетанием «бедные люди».
Это не столько характеристика их материального положения, которое и вправду оставляет желать много, много лучшего, сколько выражение искреннего сострадания маленькому человеку, старающемуся выжить на социальной обочине большой страны, находящейся на переломе.
Сравнения «Счастливой чистки» с «Маленькой мисс Счастье» неизбежны по нескольким причинам. Во-первых, у обеих этих картин в оригинальном названии есть слово Sunshine. Во-вторых, у них одни и те же продюсеры. В третьих, актер Алан Аркин, получивший «Оскар» за роль «нецензурного» дедушки в «Мисс Счастье», в «Чистке» снова играет деда. На сей раз дедушку не маленькой мисс, а маленького мистера по имени Оскар.
Джейсон Спивак играет немного
странного, но одаренного мальчика, рожденного вне брака Роуз Лорковски (в исполнении Эми Адамс, ранее дважды номинированной на премию «Оскар»). Роуз когда-то была
самой популярной девушкой в школе. Ее бойфренд-футболист, ставший
полицейским, женился не на ней, а на другой однокласснице, хотя
регулярно изменяет жене с Роуз. Ее школьные подружки повыходили замуж
за брокеров и дилеров, завели детей и существуют в стандартном уюте
своих благополучных пригородов на границе физической и духовной
пустыни.
Роуз прирабатывает уборкой богатых домов, утопает в долгах, борется за сына с функционерами из системы школьного образования, которые пытаются подавить психотропными лекарствами любое проявление детского нонконформизма. И, доложу вам, здесь сценарист фильма Меган Холли ничуть не преувеличивает!
У Роуз есть непутевая сестра Нора (Эмили Блант), которая не задерживается ни на одной работе и вынуждена жить у своего отца Джо Лорковски (Алан Аркин). Джо давно на мизерной пенсии, но продолжает верить в «Американскую мечту» о том, что каждый в этой стране может разбогатеть, если очень постарается. Джо суетится, придумывает самые невероятные комбинации, но всякий раз остается у разбитого корыта - например, корыта тухлых левых креветок, которые он пытается продать ресторанам.
Как и в «Мисс Счастье» у деда-Аркина
особые отношения с внуком, хотя с дочерьми настоящего контакта практически нет.
Всех троих невидимо преследует, отчуждает и странным образом связывает
давнее самоубийство жены и матери (Анжелик Мидтандер) – красавицы,
которая не вынесла бессмысленности такого существования.
На грани отчаяния, Роуз, по совету любовника-полицейского, открывает специализированную службу по очистке помещений, где были совершены преступления, самоубийствa, или где просто умирали люди, чья смерть долго оставалась незамеченной. Это подчас происходит в нашем обществе, где представители разных поколений живут отдельно, иногда совсем не общаясь друг с другом.
Роуз почти насильно втягивает Нору в физически
малоприятное предприятие, и поначалу у девушек неплохо получается.
Более того, становясь свидетелями людских страданий, они отчасти меняют свой взгляд на
жизнь, у них появляется возможность оказать помощь тем, кто в ней нуждается.
Если фильм «Маленькая Мисс Счастье» 2006 года только интуитивно нащупывал разрыв в социальной и экономической ткани американского общества, то «Счастливая чистка», выходящая на экраны в 2009 году, воспринимается как точное, почти документальное отражение реальной жизни в период экономического и духовного кризиса общества, стоящего на перепутье.
В картине «Счастливая чистка» есть очень символическая сцена: невнимательная Нора, спасая забытого котенка, вызывает пожар в доме, который она убирает. Американский дом охвачен огнем. Бизнес сестер прогорает, оставляя их по уши в долгах. Не правда ли, напоминает нынешние газетные заголовки?
Но тема дома, который является самым главным компонентом «Американской мечты», в финале картины получает более оптимистичное развитие. Джо Лорковски продает свой жалкий домик, и на вырученные деньги покупает Роуз микроавтобус и оборудование для нового бизнеса по очистке помещений, где он на старости лет будет работать вместе с Роуз.
Что касается Норы, то она уежает из Альбукерки.
Наверное, в направлении Калифорнии, чтобы из большой «мисс Несчастье»
стать хотя бы маленькой «мисс Счастье».