Мифы об экономике США в российских СМИ

Счетчик с размером госдолга на пиджаке конгрессмена Томаса Мэсси

В январе госдолг США достиг рекордных 34 триллионов долларов. Многие российские СМИ трактовали это событие как доказательство приближения краха американской экономики. О каких еще проблемах в экономике США регулярно говорят в прокремлевских изданиях, и можно ли этому верить?

«Экономике США грозит рецессия, страна на пороге новой Великой депрессии»

В 2023 году на фоне высокой инфляции и повышения кредитных ставок большинство экспертов прогнозировали, что в США начнется рецессия (в России эта тема постоянно поднимается на «Первом канале» и других гостелеканалах, в агентствах «РИА Новости» и ТАСС и других изданиях). Однако она все не наступает.

Летом 2022 года инфляция в США побила 40-летний рекорд, превысив 9%. Чтобы ее побороть, «американский центральный банк» – Федеральная резервная система (ФРС) – неоднократно повышала ключевую ставку, подняв ее в июле 2023 года до 22-летнего максимума на уровне 5,25-5,5%.

С тех пор ставка оставалась неизменной, а инфляция снижалась: по итогам 2023 среднегодовой рост цен составил 3,4%. Это все еще выше целевого показателя ФРС (2%), но эксперты ожидают, что ФРС в этом году начнет снижать кредитную ставку.

В третьем квартале 2023 рост ВВП США составил 5,2% в годовом выражении. Этому способствовали рост потребительских расходов и занятости населения.

Некоторые аналитики в США по-прежнему не исключают рецессии в 2024 году, однако эксперты все чаще теперь прогнозируют «мягкую посадку» вместо рецессии, то есть замедление экономического роста, при котором рост безработицы будет не таким заметным, как при рецессии.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Что ожидает американскую экономику в 2024 году

«США на грани дефолта из-за высокого госдолга»

В декабре 2023 года американский государственный долг впервые превысил отметку 34 триллиона долларов. Госдолг США постоянно растет (поскольку в последние годы правительство тратит больше, чем получает за счет налогов) и достигает потолка – установленного Конгрессом порога заимствований.

Чтобы федеральное правительство избежало дефолта и могло продолжать занимать деньги на выплату долгов, Конгрессу достаточно повысить потолок госдолга, что он регулярно и делает: со времен Второй мировой войны потолок поднимали более ста раз.

Однако в последнее время повышение потолка вызывало ожесточенные дебаты в Конгрессе, что приводило к разговорам о рисках дефолта в случае, если конгрессмены не договорятся в срок. (О приближающемся крахе экономики США в связи с этим говорили, например, на телеканалах «Россия-1», «Первый канал», «Звезда»). В 2023 году президент Джо Байден подписал закон о временной отмене потолка госдолга до 1 января 2025 года.

Эксперты считают, что госдолг США – не проблема, пока правительство исполняет обязательства перед кредиторами. Однако на фоне высоких ставок его обслуживание обходится федеральному бюджету все дороже и некоторые специалисты опасаются, что это приведет к негативным последствиям для экономики. Другие напоминают, что в 1990-е годы США тратили на обслуживание своего долга большую долю ВВП, что не привело к обрушению экономики.

«Мир отказывается от доллара»

О возможном «закате» доллара говорят с середины прошлого века (в России это обсуждают на гостелеканалах, в газетах «Известия», «Московский комсомолец», «Российской газете» и других). Его доля в международных валютных резервах снижается (с 70% в 1999 году она упала до 58% в 2022 году, это минимум за последние 27 лет). Однако доллар США по-прежнему намного популярней других резервных валют. На долю его ближайшего конкурента – евро – приходится лишь 20% международных накоплений.

И хотя все больше стран (особенно Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки) сокращают долю доллара в международных расчетах друг с другом, переходя на национальные валюты, доллар продолжает доминировать в международных расчетах с большим отрывом: за пять лет (август 2016-2023) его доля в международных расчетах в системе SWIFT выросла с 43% до 48% процентов. По некоторым оценкам, на него в 2022 году приходилось около 90% валютных транзакций.

В качестве альтернативы доллару и евро некоторые видят китайский юань, однако пока его доля в мировой торговле несопоставима с долларом США.

«Казначейские облигации США теряют свою привлекательность»

Доходность по долговых ценным бумагам США, также как и стран Еврозоны, выросла до многолетних максимумов на фоне инфляции и повышения ключевых ставок. Газета The New York Times назвала прошлый год худшим с 1920-х годов для инвесторов, вкладывающихся в госдолг США.

В октябре 2023 года доходность 10-летних и 30-летних казначейских облигаций США поднялась выше 5% впервые с 2007 года. Проблема в том, что когда доходность долговых ценных бумаг растет, сами облигации дешевеют (В репортаже «Все больше стран начали отказываться в своих расчетах от американского доллара» «Первого канала» в мае 2023 утверждалось об убыточности гособлигаций США).

Многие финансовые эксперты тем не менее убеждены, что инвестиции в «трежерис» по-прежнему имеют смысл: они остаются одним из самых надежных вложений, так как выплаты по ним гарантированы правительством США.

«Все больше американцев выстраиваются в очереди за бесплатной едой на фоне роста цен»

С 2020 года продукты в США в среднем подорожали на 25%. В 2023 году инфляция снижалась: стоимость продуктов для стола ко Дню Благодарения упала до $61 с $64 в 2022 году.

Несмотря на это, число граждан, которые обращаются за бесплатной едой в продовольственные банки США, в 2023 году действительно продолжило расти.

Однако означает ли это реальные проблемы в экономике?

Российские СМИ, когда говорят об этом (например, в репортаже «Американцы испытывают шок от цен» из передачи «60 минут» на канале «Россия-1», ноябрь 2023 года), обычно не упоминают всех причин, которые способствуют повышению спроса.

Помимо роста цен, влияние оказывает то, что правительство в 2023 году урезало программу временных продовольственных дотаций в связи с окончанием пандемии, а также продолжающийся приток мигрантов. Так, в Нью-Йорке организации, раздающие еду, отметили, что число обращений выросло на 600% – в основном за счет мигрантов.