Линки доступности

Процесс дедолларизации в России: желания и реалии


Эксперты – о кремлевском прожекте по отказу от долларовых расчетов

МОСКВА – Отказаться от доллара при совершении расчетов в нынешних экономических реалиях нельзя, в том числе и потому, что рубль слаб и непредсказуем. В противном случае это приведет к неоправданным рискам, заявил глава Счетной палаты России, экс-министр финансов Алексей Кудрин.

«В мировых расчетах требуется более стабильная единица измерения, – сказал он на конференции Евразийского банка развития (ЕАБР). – В этом смысле рубль, падая в два раза за год, не имеет такого свойства. Поэтому переход на расчеты в рубли — это дополнительные валютные риски и, по сути, налог».

Экс-министр финансов также заметил, что продвижение проекта по дедолларизации экономики вызвано текущей геополитической обстановкой, но здесь надо избежать элементов принуждения: «Пусть каждый выбирает сам тот инструмент расчетов, который ему более удобен и вызывает меньше затрат. Доллар нам необходим. Уход от доллара имеет свои границы».

Одновременно Алексей Кудрин выразил уверенность, что процесс дедолларизация быстро не осуществить».

В России давно уже на разных уровнях заявляют о желании в перспективе полностью отказаться от долларов при расчетах во внешней торговле. В основе этого стремления лежат опасения, связанные с постоянно усиливающимся санкционным давлением на Москву со стороны США и других западных стран.

О важности дедолларизации российской экономики настойчиво толкует главный двигатель проекта по отказу от доллара – председатель правления ВТБ Андрей Костин. При этом согласия в «оркестре» нет. Президент Владимир Путин нынешним летом публично признал, что Россия не собирается исключать долларовые расчеты, поскольку более универсальной валюты пока нет.

Директор Института стратегического анализа ФБК, профессор Высшей школы экономики Игорь Николаев считает, что слабость российского рубля – не единственная причина пробуксовки идеи дедолларизации.

«Причин тут достаточно много, начиная с того, что Россия остается сырьевой экономикой, критично зависимой от экспорта нефти, – добавил он в комментарии Голосу Америки». – А нефть, хочешь – не хочешь, все-таки номинируются и продается прежде всего в долларах. Поэтому когда мы говорим о дедолларизации экономики и предлагаем рассчитываться с нами национальными валютами, не надо здесь забывать, что это биржевой товар со всеми вытекающими отсюда последствиями».

Говоря о дедолларизации, надо помнить, что есть покупатель и есть продавец, констатировал профессор: «А то порою складывается впечатление, что при заключении контрактов важна только одна сторона – продавец. Нет, в совершении сделки участвуют две стороны, и совсем обязательно, что их мнения тут совпадут. Собственно говоря, все попытки перевести расчеты за поставки нефти на другие валюты упираются как раз в это – нежелание наших контрагентов отказываться от долларов».

Нефть не является каким-то уникальным товаром, где возможен диктат продавца, резюмировал Игорь Николаев.

Экономический обозреватель Семен Новопрудский в интервью «Голосу Америки» заметил, что по теме дедолларизации высказались, причем в разной интерпретации, многие достаточно влиятельные в России чиновники и экономисты. По его словам, это тот самый редкий случай, когда даже в публичном пространстве из уст люди, которые считаются лояльными власти, звучат диаметрально противоположные оценки.

«В частности, еще более резкого мнения, чем Кудрин, на этот счет глава Альфа-банка Петр Авен, который вообще сказал, что принудительная дедолларизация – возвращение в каменный век, – подчеркнул он. – Конечно, всегда надо договариваться с контрагентами, чтобы торговать в национальных валютах. И ясно, что если мы хотим торговать с кем-то за рубли, он должен быть привлекательным».

По оценке обозревателя, Кудрин обозначил основную проблему, связанную с использованием рубля: «Дело даже не в том, что он слаб, и с момента начала вызванного, в том числе, геополитическими причинами кризиса в российской экономике подешевел по отношению к доллару вдвое. Главное – рубль очень сильно волатилен, невозможно предсказать его колебания. В этом году прошли как минимум две волны скачков, связанных с ним. Были периоды, когда рубль сильно укреплялся, а потом резко падал».

Если бы не неблагоприятная для России геополитическая ситуация, то и разговоров о дедолларизации не возникло, полагает Семен Новопрудский. На его взгляд, фундаментальных экономических причин, чтобы проводить в жизнь этот проект, нет.

XS
SM
MD
LG