«Русские на войне»: антивоенное высказывание или прокремлевская пропаганда?

Акция протеста у фестивального кинокомплекса. Photo: Anna Palenchuk

Фестиваль в Торонто: лента о войне России против Украины вызвала протесты

Североамериканская премьера на фестивале в Торонто фильма «Русские на войне» (Russians at War) режиссера Анастасии Трофимовой вызвала протесты украинской общественности. Мировая премьера документальной французско-канадской ленты ранее состоялась на фестивале в Венеции, где по ее поводу также разгорелись споры.

Анастасия Трофимова, которую в фестивальных изданиях называют канадкой российского происхождения, семь месяцев как хроникер провела в боевых порядках армии РФ на оккупированной территории Украины, разговаривая по душам с солдатами и военными медиками, задавая им вопросы на разные темы, в том числе нелицеприятные.

Многие солдаты признаются, что рискуют жизнями из-за обещанных крупных сумм. Другие преисполнены духом братства и мщения, готовы сражаться в память о погибших товарищах. Один признается, что главным мотивом для него является чувство патриотизма. Другой собеседник говорит журналистке, что «пошел воевать, чтобы мои дети не воевали завтра». Тем самым он, очевидно, оправдывает «превентивный» характер российской агрессии.

Солдаты, с которыми беседовала на камеру Трофимова, неуверенно и по-разному отвечают на ее вопрос относительно целей войны, или, как ее называют в Кремле, – «специальной военной операции». Документалистка приходит к выводу, что многие из них стали жертвами масштабной политической манипуляции.

Как замечает в пресс-досье на сайте кинофестиваля в Торонто главная отборщица фильмов Анита Ли, «по мере ужесточения несправедливой войны России против Украины становится критичным знание многолетней истории колонизации (Украины) , которая и привела к сегодняшнему моменту». Как замечает Ли, Трофимова показывает, что среди (российских) военных с каждым днем боев, с ростом числа убитых и раненых расте растерянность и сомнения.

По словам режиссера, идею фильма подсказала случайная встреча в поезде московского метро с жителем Украины по имени Илья. Мужчина средних лет сказал ей, что собирается на фронт воевать на стороне России. Заинтригованная его историей, режиссер отправилась за ним следом в опасное путешествие на передовую. По ее словам, никакими разрешениями она не располагала. Большинство солдат и медиков батальона, которые ей встретились на пути, очень молоды. Некоторые из них повторяли нарративы российской пропаганды, утверждая, что собираются искоренить в Украине «нацизм». «Русские и украинцы – братские народы», говорили другие, и цель вторжения – укрепить это единство и защитить права русскоязычных.

«Русские на войне». Кадр из фильма. Courtesy: TIFF

Продюсерами фильма выступили Салли Блейк и Филипп Левассер из парижской компании Capa Presse и канадка Корнелия Принсипе из компании Raja Pictures, которая была номинирована на «Оскара» за фильм «Убить тигра» (To Kill A Tiger).

Принсипе рассказала журналистам, что вступила в контакт с Трофимовой, чтобы обсудить с ней идею съемки фильма о том, как сами русские относятся к войне. «Я живу в Канаде и читаю новости о войне... Мы очень мало узнаем о России, потому что снова опускается железный занавес».

Анастасия Трофимова родилась в Москве, получила образование в Канаде. В качестве документалиста-репортера освещала вооруженные конфликты в Ираке, Сирии и Демократической Республике Конго. Работая в тесном сотрудничестве с канадским монтажером-ветераном Рональдом Шлимме, она, как отметила Анита Ли, собрала впечаляющие истории, в которых российские солдаты «предстают пешками в подлой игре».

Как подчеркивает Ли, фильм «Русские на войне» напоминает нам о человеческой цене, которую платят обе стороны. И цитирует Трофимову: «Туман войны настолько густой, что за ним не видны истории конкретных людей».

Оппоненты фильма считают, что фильм Трофимовой «гуманизирует» российскую армию, вторгшуюся в феврале 2022 года в суверенную Украину.

Описывая характер отношений документалистки и российской армии, западная пресса прибегает к слову embedded, что можно перевести как «приписана» и что акцентирует наличие официального, порой долговременного разрешения на репортерскую работу в тех или иных армейских подразделениях. В то же время закадровый голос Трофимовой сообщает, что она изначально не получала официального разрешения военного ведомства РФ на съемку, а добивалась разрешения на уровне отдельных командиров.

В интервью лондонскому интернет-радио Fred во время фестиваля в Венеции, режиссер отмела обвинения в предвзятости. «Я вовсе не следовала предубеждениям, - сказала она. – Конечно,в моей голове крутились все эти стереотипы, которые я встречала в российских и западных медиа. Но я не основывалась на них».

Критики фильма считают, что предоставляя слово солдатам РФ, автор фильма тем самым озвучивает самые расхожие фальшивые нарративы. «Россия и Украина всегда были вместе. Я скучаю по нашему братскому союзу», - говорит один собеседник, тем самым поддерживая лживый тезис Кремля о политической и государственной несостоятельности Украины.

Весьма красноречиво и то, что несколько фильмов Трофимова сняла для государственных медиа России. Несколько ее фильмов спродюсировал государственный канал Russia Today (RT).

Скандал обрел новое измерение, когда в прессу поступила информация, что Канадский медиа-фонд выделил на этот проект 340 тыс. канадских долларов.

Канадский медиа-фонд является смешанным общественно-частным партнерством, поддерживаемым департаментом канадского наследия. То, что указанную выше сумму фонд выделил, источники подтверждают. В заключительных титрах фильма фигурирует логотип правительства Канады.

В письме руководству TIFF от 19 августа Украинско-Канадский Конгресс (UCC) выступил против запланированного фестивального показа фильма Трофимовой. Авторы письма выразили сомнение, что его создатели получили разрешение властей Украины на пребывание на украинской территории, оккупированной Россией.

«Получается, что (Трофимова) нелегально пересекла международного признанную украинско-российскую границу, нарушила украинские законы и, возможно, нарушила канадские санкции, - говорится, в частности, в письме. - UCC требует отмены показов и обратит внимание Королевской канадской конной полиции (КККП) на эти нарушения.

Анастасия Трофимова. Кадр из фильма. Courtesy: TIFF

Украинские кинематографисты, включая участников кинофестивалей, выразили озабоченность тем, что этот фильм получил легитимную международную поддержку.

Как считает украинская продюсер Дарья Бассель, неподготовленный зритель может подумать, что «Русские на войне» - антивоенный фильм. Документальный фильм о войне самой Дарьи «Песни медленно горящей Земли» (Songs of Slow Burning Earth) также показывался на фестивале в Венеции.

«Режиссер, также как Путин и его режим, играют в интересную игру с этими людьми, - пишет Дарья Бассель на своей страничке в Facebook. – Они отрицают (за русскими) простую способность иметь достоинство и самостоятельно мыслить. Для нее эти люди по сути беспомощные объекты».

Как считает Бассель, фильм представляет искаженную картину реальности и распространяет фальшивые нарративы. К ним продюсер относит то, что российское вторжение и аннексия Крыма называются в фильме «гражданской войной», как и утверждение, что российские агрессоры не совершают военных преступлений.

«Если вы решите посмотреть этот фильм, - отмечает Бассель, я рекомендую также посмотреть другой документальный фильм, «Перехвачено» (Intercepted) режиссера Оксаны Карпович, который открывает двери в жизни простых россиян, воюющих в этой войне. Вы также можете добавить «20 дней в Мариуполе», и тогда “туман”, о котором говорит режиссер «Русских на войне», рассеется».

Трофимова утверждает, что за время нахождения на передовой никогда не была свидетельницей каких-либо военных преступлений, совершенных русскими солдатами.

По данным генеральной прокураторы Украины, с начала полномасштабного вторжения в 2022 году российскими военнослужащими было совершено более 141 тысячи военных преступлений.

На пресс-конференции в Венеции Трофимову спросили, считает ли она этичным гуманизировать российских солдат в свете огромного числа военных преступлений, совершенных ими на окупированной территории Украины.

«Я нахожу вопрос немного странным, - ответила она. – Кого мы можем гуманизировать, а кого нет? Существуют ли такие списки? Конечно, нужно всех гуманизировать. Мы являемся свидетелями огромной трагедии для всего нашего региона и для всего мира».

Ее также спросили, является ли ее фильм попыткой обелить образ российских солдат. Она сказала, что сама ни разу не видела проявлений жестокости к мирному населению со стороны российской армии.

«В России они (российские солдаты) - бессмертные герои, - заметила Трофимова. - А на Западе они только военные преступники, военные преступники... Для меня самым большим шоком стало осозание того, что это обычные семейные парни с чувством юмора, со своим пониманием идущей войны».

«Оружие у них устаревшее, - пишет о фильме корреспондент Рейтер Криспиан Балмер, - солдаты передвигаются на транспортных средствах, практически не защищающих от обстрелов, а вот мы видим, как оператор дрона ошибочно дает команду сбросить бомбу на подразделение своих солдат. Такое впечатление, что в достатке (на передовой) только сигареты и алкоголь».

У главного фестивального малтиплекса Scotiabank в день пресс-показа фильма «Русские на войне», который предварял публичную премьеру, прошла манифестация протеста. В ней приняли участие канадцы украинского происхождения. Канадская продюсер Анна Паленчук, уроженка Киева, живущая в Торонто, ознакомила корреспондента «Голоса Америки» с листовкой, озаглавленной: «Деньги канадских налогоплательщиков использованы дял финансирования российской пропаганды».

Акция протеста у фестивального кинокомплекса. Photo: Anna Palenchuk

В листовке подчеркивается, что ранее Анастасия Трофимова много работала для прокремлевского телеканала Russia Today (RT), который включен в санкционный список правительства Канады.

«Не существует «другой стороны войны», - говорится далее в листовке. – которая служит возможностью высказаться солдатам армии агрессора, атаковавшей соседнюю страну, чтобы превратить ее в российский анклав... Это попытка «гуманизировать» солдат армии агрессора, которая совершила ужасные военные преступления в Буче и других украинских городах, что задокументировано и снято на видео».

Ранее поддержавшее фильм «Русские на войне» некоммерческое медиа-агентство TVO, работающее под эгидой министерства образования Онтарио, обнародовало заявление, разъясняющее его позицию.

«Мы выслушали прочувствованное и взвешенное мнение украинско-канадской общины, - говорится в письме, подписанном председателем совета директоров TVO Крисом Дэем, - Мы решили учесть поступившие к нам отклики и впредь не намерены поддерживать и предоставлять эфирное время фильму «Русские на войне». TVO проанализирует процесс финансирования этого проекта и обстоятельства принятия такого решения».

По просьбе Русской службы «Голоса Америки» ситуацию прокомментировал американский кинокритик и журналист Дэвид Д’Арси (David D’Arсi).

«Снять идеальный фильм на эту тему, сбалансированный и при этом предельно честный, практически не возможно, - признал кинокритик. – Герои этого фильма порой говорят совершенно справедливые вещи и делают совершенно правильные выводы. И в то же время какой-то большой кусок реальности выпал из их картины мира. Главное – в фильме нет признания факта, что их страна атаковала другую суверенную страну. Мы не услышим ни одного упоминания этого важнейшего факта. Я называю это синдромом Das Boot. Был такой в начале 80-х фильм режиссера Вольфганга Петерсена о нацистской подводной лодке. В нем показаны боевые будни германских подводников в годы Второй мировой войны, и волей-неволей зритель проникается к ним сочувствием и симпатией, при этом не забывая, что речь идет о Третьем рейхе, о нацистах. Думаю, что фильм («Русские на войне») будет отвергнут американскими прокатчиками. И то, что его показывают в Торонто, вряд ли можно считать нормальной фестивальной практикой».

Как сообщили осведомленные источники, различные организации украинской диаспоры Канады намерены в оставшиеся несколько дней фестиваля усилить давление на его руководство, требуя отмены просмотров «Русских на войне» для публики, запланированных на 13, 14 и 15 сентября.