Россия и бюджет войны: пушки вместо масла

Архивный коллаж.

По мнению экспертов, резкое увеличение военных расходов свидетельствует о том, что в Кремле сделали ставку на затяжную войну

На будущий год Россия снова увеличит свои расходы на военные нужды – сразу на 27% в сравнении с нынешним годом, сообщило накануне агентство Bloomberg со ссылкой на источники, знакомые с проектом федерального бюджета РФ на 2025-2027 годы.

Расходы на оборонный сектор возрастут до 13,2 триллиона рублей (с сегодняшних 10,4 триллиона). Это составит 6,2% ВВП России, что соответствует уровню расходов на эти цели некоторых воинственных диктатур в странах Африки. Для стран НАТО намечен потолок в 2% ВВП, которого достигли еще не все участники Североатлантического альянса.

Всего на оборону и внутреннюю безопасность Кремль намерен потратить примерно 40% бюджета страны-2025. Это превышает запланированные расходы на образование, здравоохранение, социальную область и экономику в целом.

Доля трат непосредственно на армию – около 30%. Такого не было со времен Советского Союза.

Причем есть еще и секретная составляющая бюджета, которая достигнет 12,9 триллиона рублей. Это около трети всего бюджета, которому еще предстоит обсуждение в Государственной думе.

Проект бюджета на будущий год не дает никаких оснований для оптимизма в отношении повышения жизненного уровня населения, или стабилизации экономики, уже испытывающей давление международных санкций, считает экономический обозреватель, публицист Максим Блант.

«По крайней мере очевидно, что инфляционное давление в стране продолжится, доля военно-промышленного сектора в экономике будет расти теми же темпами, если не более высокими, – добавил он. – Кроме того, снизится устойчивость российской экономике к шокам на мировом рынке энергоносителей, ставки Центробанка снова взлетят и так далее в том же духе. Список негативных последствий длинный. Но в принципе я не могу сказать, что всё это свидетельствует о том, война продолжится долго. Гарантий на этот счет никто дать не может».

Минфин, когда готовит федеральный бюджет, едва ли получает информацию из Минобороны обо всех их стратегических и оперативно-тактических планах, рассуждает Максим Блант в комментарии для Русской службы «Голоса Америки»: «Да и Владимир Путин, думаю, не докладывает главе финансового ведомства Анатолию Силуанову, собирается он продолжать войну или нет. Так что Минфин просто экстраполирует нынешнюю ситуацию на будущее. А поскольку Путин недавно подписал указ об увеличении численности вооруженных сил страны, понятно, что их содержание будет обходиться дороже. Потому что военным надо выделить денежное довольство, обмундирование, обеспечить их оружием, казармами и всем прочим».

Согласно указу президента РФ от 16 сентября, общая численность Вооружённых сил составит 2 389 130 человек, а непосредственно армия станет полуторамиллионной.

Поэтому хотя ВВП России в рублевом выражении вырастет, жизнь россиян станет еще более скудной, продолжил экономический обозреватель: «Ведь доля гражданского сектора, который призван обеспечить граждан всем необходимым, начиная от макарон и заканчивая ботинками, еще сильнее скукожится. Образно говоря, этот сектор перейдет на голодный паек. Еще с прошлого года стало понятно, что российская экономика движется в сторону так называемой стагфляции. ВПК уже не сможет обеспечивать реальный рост ВВП. Гражданский сектор будет обваливаться всё быстрее, а цены при этом продолжат расти».

Это очень неприятная история для Центробанка и для экономического блока правительства в целом, уверен Максим Блант: «Потому что, тут что ни сделай - негативные побочные эффекты от этих действий будут сильнее. Бюджетное стимулирование и так уже стало бессмысленным. Ситуация фактически тупиковая. Думаю, появление памятной монеты с изображением “Ежика в тумане” от ЦБ можно рассматривать как намёк-аллюзию на непредсказуемое и отнюдь не радужное будущее. А путешествие в тумане только начинается».

Та более-менее устойчивая к кризисам система, которая была выстроена в нулевых годах, приказала долго жить, подчеркнул эксперт: российская экономика уже сейчас перестала расти при том, что инфляция неудержимо повышается. При продолжении нынешних тенденций все негативные факторы будут играть гораздо более значимую роль, и движение в сторону стагфляции ускорится. Главный и самый большой риск в том, что перед словом “инфляция” вполне может появиться приставка “гипер”. И тогда ситуация пойдет примерно, как в конце 80-ых годов с той поправкой, что тогда это вылилось в тотальный дефицит, а сейчас – в неостановимый рост цен».

И чем больше правительство будет проявлять “щедрость” по отношению к воюющим и ВПК, многодетным семьям и прочим малообеспеченным людям, причастным к войне, тем больше власти станут печать денег и тем сильнее будут разгоняться цены, а товаров от этого не прибавится, резюмировал Максим Блант.

Проект бюджета на 2025 год не является сенсационным, в свою очередь, считает социальный и экономический аналитик Сергей Шелин. По его оценке, документ подтверждает тот факт, что в Кремле настроены на затяжную войну.

«Но это и без того было ясно, – уточнил он в комментарии «Голосу Америки». – Вот если бы в правительстве вдруг сократили военные расходы, это стало бы полной неожиданностью, приятным сюрпризом. Ну и правительство лишний раз доказало, что те планы, которые год назад были обнародованы в связи принятием трехлетнего бюджета, оказались липой. Хотя в принципе то, что это был блеф, было ясно с самого начала».

Напомним, трехлетний бюджет тогда предусматривал помимо увеличения военных расходов «финансирование всех обязательств государства перед гражданами», включая социальную поддержку наиболее уязвимых категорий. Также в числе приоритетов было декларировано «технологическое лидерство РФ».

Новый проект бюджета всего лишь означает, что продолжится примерно та же экономическая политика, которая и была раньше, констатировал Сергей Шелин: «Военные расходы растут год от года. Их увеличение в реальном выражении, полагаю, составило процентов на 10-15 за последние годы. Ничего другого ждать от нынешнего режима не приходится... Ну а на этом фоне сокращаются гражданские траты. По-моему, даже в номинальном исчислении они значительны, а в реальном уже заметно сокращены».

По факту это политика государства, которое ведет войну, и больше ничего, утверждает эксперт. «В результате жить станет хуже гражданская часть населения, которая не имеет каких-то выгод от этой войны. То есть те, кто не является членами семей военных, не связаны с военной промышленностью, военным строительством и так далее. Но это опять-таки не новость. Потому что снижение уровня жизни перечисленного круга людей происходит и в нынешнем году. Правда, со следующего года планируется возобновить индексацию пенсий работающих пенсионеров. Но эта мера вызвана исключительно тем, что в стране остро не хватает рабочей силы, и власть хотят привлечь пенсионеров для заполнения пустующих вакансий. А в целом уровень жизни неработающих пенсионеров, не связанных с ВПК, продолжит снижаться», – заключил Сергей Шелин.

Средняя пенсия в РФ одна из самых низких в мире и по состоянию на 1 апреля составляет 20 941 рублей (примерно 200 евро), для работающих пенсионеров и того меньше – 17 484 рублей. Как сообщали СМИ, война в Украине уже обошлась российским налогоплательщикам более чем в 22 триллиона рублей.