«Левада-центр»: все больше граждан склоняется к тому, что война в Украине идет во вред России

На месте захоронения российских военнослужащих, погибших на войне в Украине. Архивное фото. Волгоградская область, 30 марта 2024 г.

Эксперты – об итогах нового соцопроса, свидетельствующих об усталости от войны и растущем осознании в России тупиковости так наз. «спецоперации»

Число граждан, считающих, что широкомасштабное вторжение в Украину принесло России больше вреда, чем пользы, увеличилось до 47%. Это следует из итогов сентябрьского опроса «Левада-Центр». Кроме того, на 10% (с 38 до 28%) снизилось количество тех, кто полагает, что развязанная президентом Владимиром Путиным агрессия против соседней страны принесла больше пользы, чем вреда.

Особое недовольство результатами войны выражают женщины (55%), молодежь (55%) и жители небольших городов (52%), а также те, кто полагает, что страна идет по неверному пути (77%), и те, кто не одобряют деятельность Путина (74%). Большинство из них стоит на том, что война несет гибель, горе и страдание людям. В то же время 21% в качестве довода указали на потери российской армии, а 7% – на жертвы среди гражданского населения. 18% отметили ухудшение экономической ситуации в стране, включая рост цен и рекордные траты на войну. При этом только 13% россиян считают аномальной любую войну.

Директор «Левада-Центра» Денис Волков заявил «Агентству», что результаты опроса говорят о накопившейся усталости россиян от войны. По его словам, большинство граждан желает мира, но пока что отдает принятие решения на этот счет «на откуп властям».

У провластного ВЦИОМа было интересное исследование на эту тему, напомнил в комментарии для Русской службы «Голоса Америки» преподаватель факультета социальных наук, Карлов университет, Прага Дмитрий Дубровский. По его словам, социологи спрашивали респондентов о причинах войны («специальной военной операцией», как они это называют).

«При этом большинство людей, примерно 70 % одобряли «СВО», но какие-то более-менее внятные ответы насчет того, почему была начата война, давало очень небольшое количество людей, явное меньшинство, – добавил он. – Вот и в опросе “Левады” отражается очень странная картинка. Те, кто продолжают одобрять “СВО”, не знает, что именно они одобряют. Грубо говоря, это члены той самой партии “пофигистов”, которые живут по принципу: “вот там Путин что-то делает, так мы за него. А что он делает, уже не суть важно. Если он воюет, молодец. Если не воюет, тоже молодец”».

Помимо прочего, согласно исследованию «Левада-центра», 16% опрошенных пребывают в уверенности, что война неким образом упрочила положение России в мире, тогда как факты, например, голосование по последним резолюциям Генассамблеи ООН явно диссонирует с этим представлением. Еще 11% полагают, что Путин, начав войну, будто-бы остановил расширение НАТО на Восток. При этом они то ли не в курсе, то ли не принимают в расчет реалии - тот факт, что после вторжения России в Украину членами Североатлантического альянса стали Швеция и Финляндия, в результате чего протяженность сухопутной границы РФ со странами -членами НАТО практически удвоилась.

Проблема в том, что часть российского общества просто не желает определяться по отношению к войне, считает Дмитрий Дубровский: «Как и задумываться об этом тоже. А зачем? Показательно, что в последнее время даже военкоровские каналы, сами турбо-патриоты, стали замечать, что россияне начали привыкать даже к войне в Курской области. Если поначалу это было для многих шоком, то сейчас – нет. “Ну плохо, что украинская армия уже несколько месяцев занимает российскую территорию, но чего заострять на этом внимание..” При анализе нынешней ситуации я чаще всего вспоминаю произведение Евгения Шварца, где у короля умирала дочь, а он приходит с рыбалки и говорит придворным типа: «Никого не хочу слушать, одни гадости мне рассказываете. А я вон какую щуку поймал!..»

Государству в высокой степени именно это и требуется, чтобы люди жили в ощущении нормальности, которая на самом деле является своей полной противоположностью, рассуждает социолог: «И тут возникает некоторый диссонанс. С одной стороны, властям нужно людей мобилизовать, а с другой – демобилизовать их. Потому что Кремлю требуется всеобщая поддержка, пусть и неизвестно чего. Кроме того, из ответов опрошенных видно, по кому война бьет прежде всего. Если посмотреть группы, которые начинают охладевать (по отношению к “СВО”), то это, безусловно, молодежь и население маленьких городков, потому что там становится заметным исчезновение людей, отправившихся на фронт. Власть старается скрыть огромные потери, но это невозможно».

По оценкам США, с начала полномасштабного вторжения в Украину в феврале 2022 года российские войска потеряли 600 тысяч человек убитыми и ранеными. Это многократно превосходит количество потерь России в любом конфликте после Второй мировой войны.

Кроме того, нужно помнить, что в значительной мере исследование «Левада-центра» – этот как-бы “измерение средней температуры больных по палате”, утверждает Дмитрий Дубровский. Люди просто повторяют вслед за пропагандой многие нарративы, резюмировал он.

Равнодушие и приспособленчество основной массы населения остается общим фоном жизни страны, считает обозреватель newtimes.ru и «Новой газеты» Андрей Колесников. При этом, по его мнению, медленно, но начинает проявляться усталость от «спецоперации», осознание большого числа жертв и тупиковости ситуации.

«В то же самое время, как и год назад, существенная часть желающих мирных переговоров готовы на это только если "новые" территории останутся в России, – добавил он в комментарии Русской службе «Голоса Америки». – Так что возможность продолжать начатое (войну – В.В.), опираясь на общественное мнение, у Путина пока есть. Не случайно в Кремле очень внимательно относятся к социологическим исследования, особенно прокремлевских служб».

Естественно, власти сравнивают результаты, полученные «правильными» структурами с данными других социологических центров, в том числе независимых, продолжил Андрей Колесников. «Вместе с тем нельзя сказать, что результаты опроса «Левада-центра» говорят о некотором снижении воздействия прокремлевской пропаганды на население. Пропаганда добилась главного – единства (населения) в оценке “нашей правоты”. А так-то “мы все за мир, это "они" (на Западе) мира не хотят!”...», – заключил политолог.