«Закамуфлированная под госизмену разборка с экологическим активистом и урбанистом» 

  • Анна Плотникова

Герман Мойжес

Независимые эксперты обсуждают арест и обвинение в государственной измене петербургскому бизнесмену и меценату 

Во вторник 28 мая в Санкт-Петербурге был арестован член партии «Яблоко», юрист, общественный деятель Герман Мойжес. Через два дня стало известно о том, что ему предъявлено обвинение в государственной измене.

У Мойжеса гражданство России и Германии. Паспорт ФРГ позволял ему много путешествовать по всему свету. Он родился в Ленинграде, но в подростковом возрасте переехал вместе со своей семьей в Германию, где окончил школу и Кельнский университет. С середины 2010-х годов стал часто приезжать в Россию.

В Санкт-Петербурге Герман Мойжес был управляющим партнером юридической компании «Аверс», которая помогала оформить ВНЖ в Германию состоятельным гражданам РФ, Казахстана и Украины.

Кроме того, он поддерживал многие благотворительные проекты в Санкт-Петербурге и в Гдовском районе Псковской области, где у него дача. У себя дома в Санкт-Петербурге устраивал «квартирники» - концерты с участием популярных музыкантов. Был исполнительным директором северо-западной ассоциации развития велосипедной и пешеходной инфраструктуры «Пошли-поехали». Является практикующим иудеем и прихожанином петербургской синагоги.

«Теперь на велосипедистов переключились»

Адвокат, основатель правозащитных проектов «Команда 29» и «Первый отдел» Иван Павлов до своего отъезда за границу занимался защитой нескольких обвиняемых в государственной измене. И арест Германа Мойжеса его не удивил. В разговоре с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» он объяснил, почему: «Потому что сейчас арестовывают всех – домохозяек, топ-менеджеров, церковных служителей, вот теперь на велосипедистов переключились. Почему такая статья – это уже зависит от того, что у них есть, какие обстоятельства они установили. Что именно они интерпретируют, как "госизмена", пока никто не знает. "Госизмена" может быть сейчас в четырех формах – это шпионаж, выдача государственной тайны, переход на сторону противника и помощь иностранцам в ведении деятельности, направленной против безопасности России. Тут может быть какой-нибудь перевод денег украинскому фонду, а сейчас это весьма распространенное обвинения в "государственной измене"».

Что же конкретно вменяют Герману Мойжесу в вину, пока неизвестно. Если адвокат «Первого отдела» войдет в это дело, то тогда может команда Ивана Павлова будет знать больше. будем знать, а в противном случае – возможно никто ничего не будет знать.

После ареста Германа Мойжеса появилась информация, что он допускал для себя участие в предстоящих в сентябре этого года выборах в Законодательное собрание Санкт-Петербурга. В этой связи Иван Павлов замечает: «Честно говоря, я бы с выборами не связывал. Какая подготовка к выборам? Власть к выборам готова изначально, их ночью разбуди – проведут и с известным результатом. Поэтому мне кажется, что здесь говорить о том, что это к чему-то приурочено – вряд ли. Вот такое обвинение, детали неизвестны, строить какие-то предположения возможно только из того, что сейчас является распространенным случаем для обвинения по такой страшной статье».

«В Санкт-Петербурге бьют разными способами по разным людям»

Бывший депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, сооснователь движения «Европейский Петербург» Максим Резник подчеркивает, что Герман Мойжес является довольно известным в городе человеком, успешно совмещавшим разные сферы деятельности. «Он старался оставаться свободным человеком и быть активным в обсуждении различных городских вопросов. И это, конечно, вызывало раздражение (у некоторых людей). А второе обстоятельство - в данном деле совпали ведомственные интересы, и это связано с зачисткой петербургского пространства от любой активности», - отметил политик в комментарии для Русской службы «Голоса Америки».

Кстати, после акции «Полдень против Путина», прошедшей 17 марта, планируется провести подобную акцию 8 сентября - в день выборов губернатора Санкт-Петербурга. По мнению Максима Резника с этим связан ряд эпизодов в отношении тех, кого власти подозревают в открытой оппозиционности или просто в недостаточной лояльности, а именно:арест историка и публициста Александра Скобова, внесение в реестр «иностранных агентов» депутата городского Законодательного собрания Бориса Вишневского, обыск у журналистки Ксении Клочковой, а теперь и обвинение Германа Мойжеса в государственной измене. «В Санкт-Петербурге бьют разными способами по разным людям», - оценивает ситуацию Максим Резник. И поясняет, что разные ведомства открывают свои «петербургские консервы» для того, чтобы обеспечить беспроблемное переизбрание Александра Беглова на пост главы родного города Владимира Путина. А то, что у Мойжеса есть паспорт гражданина Германии, позволяет сделать из него заложника для возможного дальнейшего обмена.

«Он известен тем, что занимался платными парковками, а в Питере есть инициативная группа, которая против внедрения платных парковок. И у меня есть информация, что люди, которые выступали против Мойжеса, против его позиции по парковкам, поступили в отвратительном "духе эпохи" - написали на него донос, что он за внедрение платных парковок потому, что он - шпион, вредитель и госизменник. И что он переправляет людей в Германию. Известно, что Мойжеса травили в сети (Интернет), что на него наезжали. И корреспондент "Фонтанка.ру" после последних слушаний в ЗакСе по поводу велодорожек и парковок написал, как Мойжес подошел к своим оппонентам с предложением прекратить конфликты, но разговор пошел как-то не очень конструктивно, и сразу прозвучало слово "Крым". Я думаю, что его арестовали по совокупности, и рандомный удар пришелся по нему», - подытоживает комментарий Максим Резник.

«Я не исключаю, что это - коммерческая история»

Преподаватель факультета социальных наук Карлова университета, ассоциированный член Правозащитного совета Санкт-Петербурга Дмитрий Дубровский отмечает, что обвинение в государственной измене становится очень удобным поводом засекретить все материалы уголовного дела. И бывает так, что о самом факте ареста становится известно после того, как человека осудили и приговорили к заключению. «У меня складывается ощущение, что это теперь используется "органами" не только для того, чтобы преследовать антивоенных активистов или тех, кто помогает украинцам, но и вообще становится удобным инструментом для того, чтобы решать какие-то частные задачи, которые не связаны ни с Украиной, ни с антивоенным движением. Потому что, насколько мне известно, Мойжес был крайне аккуратным, и я не знаю, выступал ли он публично против войны», - заметил Дубровский в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».

По мнению правозащитника, особое значение имеют два фактора: наличие у Германа Мойжеса немецкого гражданства и его бизнес-проект, заключавшийся в предоставлении помощи на получение вида на жительство в ФРГ для тех, кто способен за это заплатить. «Я не исключаю, что это - коммерческая история, а не политическая, хотя "органы" пытаются объявить дело политическим, поскольку это им удобно. Ведь в таком случае можно абсолютно любые произвольные интерпретации закона и его применение покрывать грифом "секретно". Потому что дело об измене настолько секретно, что не публикуется ничего, даже решения судов», - поясняет собеседник «Голоса Америки».

Второй фактор: деятельность Германа Мойжеса по лоббированию внедрения платных парковок в центральных районах Санкт-Петербурга. Смысл этой идеи заключается в том, чтобы разгрузить центральные магистрали города от большого количества частных автомобилей и дать возможности для развития индивидуальных средств мобильности - велосипедов и электросамокатов. И у этой идеи были влиятельные противники. «Конечно, Мойжес на эти деньги (от платных парковок - А.П.) не претендовал. Но в России все, что связано с экологией, становится политикой. И я думаю, что это - закамуфлированная под госизмену разборка с экологическим активистом и урбанистом со стороны тех, кому очень не нравится его активность, связанная с велосипедами и самокатами», - подытоживает Дмитрий Дубровский.