Линки доступности

ЕСПЧ: российский Закон об иностранных агентах нарушает права человека


ЕСПЧ признал, что закон об иностранных агентах нарушает права человека. Реакция российских правозащитников
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:40 0:00

ЕСПЧ признал, что закон об иностранных агентах нарушает права человека. Реакция российских правозащитников

Светлана Ганнушкина: «Европейский суд по правам человека затянул с принятием решения. Это способствовал уничтожению гражданского общества в стране»

Европейский суд по правам человека признал, что российский Закон об иностранных агентах нарушает право на свободу собраний и ассоциаций, гарантированное 11-й статьей Европейской конвенции по правам человека. В списке истцов – 73 российских НКО, и каждому из них ЕСПЧ присудил компенсацию в размере 10 тыс евро. Среди них – ликвидированные «Мемориал» и «Комитет против пыток».

В опубликованном на сайте суда решении подчеркивается, что некоммерческие организации, внесенные российскими властями в список иностранных агентов, защищали гражданские свободы, права человека и окружающую среду; занимались просветительской деятельностью и сохранением культурного наследия страны; помогали мигрантам и беженцам. В заявлении ЕСПЧ также подчеркивается, что с 2012 года Закон об иностранных агентах менялся несколько раз. В июне 2014 года Минюст России был уполномочен присуждать статус «иностранного агента» любой организации по своему усмотрению, а в 2016 году Закон об иностранных агентах расширился и включил в себя определение «политическая деятельность».

По мнению Суда, организации, обратившиеся в ЕСПЧ, пострадали в результате этого закона из-за таких мер, как проверки, требования об отчетности, ограничения доступа к финансированию.

Как сообщает РИА Новости, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что Россия не будет выплачивать компенсации НКО по решению ЕСПЧ. Песков заявил, что «не может быть никакого комментария после известного нашего документа, который был подписан президентом». Речь идет о законе о неисполнении решений ЕСПЧ, принятых после 15 марта 2022 года, который Путин подписал на прошлой неделе.

Представители НКО, признанных иностранными агентами, разочарованы тем, что ЕСПЧ лишь частично удовлетворил заявление некоммерческих организаций и не признал политический мотив преследований организаций и дискриминацию в их отношении.

«Кажется очень странным, что не признана очевидная дискриминация, потому что часть законно действующих организаций лишается возможности заниматься законной общественной деятельностью: разными формами общественной деятельности. И второе это политический мотив - он мне кажется тут тоже совершенно очевиден. Я знаю, что по политическим мотивам редко принимаются положительные решения. Это как раз тот самый случай, когда государство, а собственно власть, потому что, надеюсь, государство – мы тоже, принимает такие законы которые обоснованы политическим положением на сегодняшний день внутри страны», – сказала в интервью Русской службе «Голоса Америки» председатель Комитета «Гражданское содействие» и член руководящего органа ликвидированного «Мемориала» Светлана Ганнушкина.

Более того, по словам правозащитницы, ЕСПЧ затянул с принятием решения по их делу, тем самым позволив российским властям фактически уничтожить правозащитную деятельность на территории страны.

«Мы ждали этого решения годы. И первые годы мы надеялись, что, поскольку это касается такого огромного числа очень важных и, в общем, самых известных и самых активных общественных организаций России, [оно] будет принято достаточно быстро, но этого не произошло. Государству дали раскачаться и принять совершенно варварские дополнения к первому закон 2012 года, на который мы, собственно, подавали жалобу, а потом только присылали дополнения. Государство нарушает наше право заниматься законной деятельностью, потому что сейчас ограничивается уже и наша сфера деятельности, а не только на нас возлагаются дополнительные обязательства по маркировкам и более сложным отчетам. Нас фактически уничтожают и вот, наконец, европейский суд разродился решением уже когда Россия из-под его юрисдикции вышла», – добавила Ганнушкина

Правозащитница и координатора юридической линии «ОВД-Инфо» Мария Чащилова напомнила, что больше половины правозащитных организаций в России были ликвидированы из-за того, что на них накладывали огромные штрафы. «Штрафы [доходили] до полумиллиона [рублей]. Это громадный штраф для региональной маленькой организации», - считает Чащилова.

По мнению правозащитницы, если бы решение ЕСПЧ было принято раньше, многие эти организации смогли бы восстановить свою деятельность:
«Постановление вынесено настолько поздно, что сейчас уже в нем, практически, нет смысла. Те организации, которые могли бы восстановить свою работу, получив компенсацию, сейчас этого уже не могут сделать, потому что буквально три дня назад был подписан закон о неисполнении постановлений ЕСПЧ, о невыплатах и не признании верховенства международного права над законами Российской Федерации... Сейчас с точки зрения закона ЕСПЧ мог бы вынести чуть более радикальное решение».

Юрист подчеркнула, что механизм, который прежде помогал им защищать права граждан перед государством, стал неэффективным.

«Приведу простой пример. Мы подаем жалобы в Европейский суд по правам человека тех, кто пострадали от задержаний на мирных акциях. Сейчас это практически невозможно сделать. Людям просто объясняем, что когда-нибудь, возможно, они будут исполнены, но мы точно не знаем будет ли это возможным вообще», – сказала Чащилова.

  • 16x9 Image

    Ануш Аветисян

    С 2012 - продюсер и корреспондент Русской службы "Голоса Америки" в Вашингтоне. Выпускница факультета журналистики Северо-Кавказского федерального университета. Основные направления деятельности - социальные вопросы, права женщин, политика и культура

XS
SM
MD
LG