Угрожающая риторика Москвы и «чеховское ружье» 

Российская крылатая ракета наземного базирования 9М729 на выставке. США утверждают, что эта ракета нарушает Договор о РСМД. Архивное фото. Москва, 23 января 2019 года.

Эксперты – о вероятности трансформации постоянных угроз Кремля в адрес стран НАТО в реальные действия 

Как сообщают региональные и международные медиа, Россия намерена отменить мораторий на развертывание ракет средней и меньшей дальности с ядерными боеголовками, поскольку, как утверждает Москва, США разместили такое оружие в различных регионах мира. Об этом заявил в воскресенье министр иностранных дел России Сергей Лавров.

Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), подписанный Михаилом Горбачевым и Рональдом Рейганом в 1987 году, стал первым случаем, когда сверхдержавы договорились о сокращении своих ядерных арсеналов и ликвидировали целую категорию ядерных вооружений.

В 2018 году тогдашний президент США Дональд Трамп заявил, что хочет расторгнуть ДРСМД из-за многолетних, по его словам, нарушений со стороны России и его обеспокоенности по поводу арсенала ракет средней дальности Китая.

В 2019 году при его администрации США вышли из договора, заявив, что Москва нарушает его. При этом Вашингтон указал на разработку Россией крылатой ракеты наземного базирования 9М729, известной в НАТО как SSC-8. Вскоре после этого Пентагон провел испытание баллистической ракеты наземного базирования, которое было бы невозможно, пока действовал ДРСМД.

Позднее Россия ввела мораторий на собственные разработки ракет, ранее запрещенных ДРСМД, – баллистических и крылатых ракет наземного базирования с дальностью действия от 500 км до 5500 км (от 310 миль до 3417 миль).

В июле 2024 представители США и Германии заявили, что начнут размещать ракеты дальнего радиуса действия в Германии с 2026 года в рамках подготовки к долгосрочному развертыванию, которое будет включать в себя SM-6, крылатые ракеты «Томагавк» и разрабатываемое гиперзвуковое оружие. В совместном заявлении двух стран подчеркивалось, что развертывание будет осуществляться с целью продемонстрировать приверженность укреплению НАТО и делу обеспечения европейской обороны.

Напомним, что 21 ноября Россия нанесла удар по Украине гиперзвуковой баллистической ракетой средней дальности «Орешник».

Канцлер ФРГ Олаф Шольц заявил, что размещение американских дальнобойных ракет на территории Германии – исключительно сдерживающий фактор, и Берлин в принципе готов отказаться от такого шага, но только в случае, если Россия прекратит военные действия в Украине.

Пересуды о войне

Официальные лица РФ, включая президента Владимира Путина, в уходящем году неоднократно говорили на разных уровнях, что Россия в Украине воюет с коллективным Западом. Впрочем, впервые этот тезис прозвучал значительно раньше – когда западные страны наладили масштабные поставки вооружений Киеву как жертве агрессии.

Затем Путин стал утверждать, что предоставление Западом Киеву права бить дальнобойными ракетами по территории России трансформирует конфликт в Украине из локального в международный. Что, по логике российского лидера, вынуждает Москву искать «соответствующие решения». При этом президент РФ начал обвинять Запад в том, что тот якобы напрямую воюет с Россией.

«Прямое участие (западных стран Запада в боевых действиях на Украине – Г.А.) – это уже существенным образом меняет саму суть, саму природу конфликта. Это будет означать, что страны НАТО, США, европейские страны воюют с Россией», – сказал президент в сентябре 2024 года (цитата – по «Интерфакс»).

Эта риторика Москвы прозвучала странно на фоне ее давнего нарратива о том, что Россия якобы уже «провоевала» несколько лет с Западом. Оказывается, эта война еще и не начиналась - глава Минобороны РФ Андрей Белоусов на расширенном заседании коллегии оборонного ведомства, на котором присутствовал и Путин, заявил, что “нужно… готовиться к потенциальному вооруженному конфликту с Североатлантическим альянсом”.

Как выяснилось, прежняя «война» не в счет, и вот теперь требуется “всерьез” подготовиться к новым сражениям. По словам российского министра, военный конфликт между сторонами возможен «в ближайшее десятилетие».

Со стороны лидеров некоторых европейских стран в 2024-м также звучали призывы готовиться к потенциальной войне с РФ.

Угрозы реальные и вымышленные

О том, чем чревата ситуация, возникшая в нынешнем году, и чего следует ждать дальше в контексте противостояния России и Запада, Русская служба «Голоса Америки» побеседовала с экспертами.

Громкие заявления Путина и его окружения о подготовке к войне с НАТО вызваны желанием усилить психологическое давление на Запад, считает глава Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко. По его мнению, в этих целях российское руководство использует все имеющиеся в его арсенале инструменты.

«Путин, например, угрожает «Орешником» и тактическим ядерным оружием, а Белоусов говорит, что надо готовиться к войне с НАТО, – уточнил он в комментарии для Русской службы «Голоса Америки». – Так распределены роли при проведении общей кремлевской политики. Это в первую очередь рассчитано на российское общество, которое успешно приучают к тому, что Россия находится в окружении врагов за исключением Китая, Северной Кореи и стран Глобального Юга. Поэтому “необходимо готовиться к войне с врагом”. Точно также было при Сталине и в период Холодной войны».

Путинская Россия возвращается не только идеологически в советскую эпоху, ресоветизация происходит во всем, констатировал Владимир Фесенко: «Белоусов просто говорит то, о чем думает российская верхушка. Может, они в действительности и не хотят войны, не исключаю. Советские начальники тоже не слишком горели желанием разжечь войну, но они жили в парадигме войны, в состоянии постоянной подготовки к войне. Точно также и сейчас. Россия милитаризируется, воспринимает Запад как врага, с которым рано или поздно придется воевать. К сожалению, это соответствует образу мышления кремлевских обитателей, и это их реальная политика».

Тут вполне уместна аналогия с «чеховским ружьем», которое, будучи повешено на стену в первом акте, потом обязательно должно выстрелить, заметил политолог: «Такой риск, увы, есть, и он усиливается. Нет дыма без огня. Вспомним, какая дискуссия развернулась в конце 2021 года – начале 2022 года на тему, будет или не будет война в Украине. Тогда многие не верили, в том числе в Украине, что Путин все-таки нападет. Думали, что больше пугает. Предполагали – в худшем случае пойдут более интенсивные боевые действия на Донбассе. А вот развертывание полномасштабной войны считали нереальным. Убеждали сами себя: ну не нападет же одна православная страна на другую… Напала».

Поэтому, конечно, элемент риска не стоит сбрасывать со счетов, продолжил политолог: «Но тут есть и сдерживающий фактор – угроза возникновения ядерной войны. Это всегда предотвращало возникновение конвенциальных войн между крупными державами. Войны на периферии случались, но и США и СССР старались избегать прямого столкновения. И сейчас мы видим, что Запад тоже не хочет эскалации. Это заметно и по заявлениям, и особенно по действиям. Да и Путин только пугает (ядерным оружием), однако все-таки осознает, что, если ударить тем же «Орешником», например, по польской базе НАТО или другому сопоставимому объекту, это будет война со всем Североатлантическим альянсом. А здесь Москве ловить нечего».

Кажется, страх все же сдерживает Кремль, резюмировал Владимир Фесенко.

Если реалистические оценивать, чем может закончиться прямой конфликт России с НАТО, включая возрастание риска ядерного столкновения, то похоже, что россияне в основной своей массе не до конца понимают опасность ситуации, в свою очередь, заметил содиректор программ внешней политики и международной безопасности Украинского центра экономических и политических исследований имени Александра Разумкова Алексей Мельник. Эксперт напомнил, что Путин пообещал согражданам “быстрое попадание в рай” в случае ядерной атаки.

«У здравомыслящего человека подобные посылы из уст главы государства, наверное, должны были бы вызвать чувство протеста, – предположил он комментарии «Голосу Америки». – Но пока, как мы видим, в общем и целом поддержка войны в российском обществе остается довольно сильной, и Путин может не задумываться о смене курса во внешней политике».

Что касается шансов России в войне с НАТО без применения ядерного оружия (ЯО), то это сложный вопрос, полагает эксперт: «Один из тех уроков, который можно вынести из российско-украинской войны, заключается в том, что это не просто баланс сил военного потенциала и ресурсов, но еще и соревнование политической воли. То есть тут крайне важно, насколько решительно готовы действовать лидеры стран-членов НАТО и руководство альянса в случае агрессии противника. Если же просто исходить из баланса сил, то понятно, что без ЯО шансы России выдержать несколько недель конвенционной войны весьма малы, учитывая ударные возможности одних только США, основы НАТО».

Даже в войне с Украиной Россия при нынешней интенсивности боевых действий и уровне потерь может продержаться в войне еще год на своих ресурсах, заметил Алексей Мельник, сославшись также на мнение многих других экспертов. «В случае же противостояния НАТО речь будет идти о нескольких неделях или месяцев. Однако, по-моему, Москва больше надеется на то, что внутри Североатлантического альянса произойдет раскол. Это тот сценарий, которого, на мой взгляд, следует опасаться больше, чем прямого вторжения России в одну из стран НАТО. Хотя последнее тоже исключать нельзя, исходя из опыта многочисленных стратегических просчетов со стороны Кремля», – заключил он.