Россия легализует пиратский прокат голливудских фильмов

Первый драйв-ин в Москве.

«Принудительное лицензирование»: бизнес-уловка или наглое воровство?

Треть доходов российских кинотеатров в первом полугодии 2023 года пришлась на пиратские показы голливудских фильмов. Об этом пишет интернет-издание РБК,

Спасаясь от краха из-за ухода американских студий с российского рынка, российские кинотеатры стали беспрецедентно широко практиковать пиратский прокат голливудских блокбастеров.

При этом незаконная практика, распространенная на всей территории РФ, не скрывается, а статистика «серого» бокс-офиса стала в последнее время публиковаться в печати и на Интернете.

Сковородка и ужи

Сообщается, что американские фильмы нередко демонстрируют зрителям в виде «предсеансового обслуживания» перед показом короткометражных картин, на которые продаются билеты. Многие дистрибьюторы и администраторы кинотеатров формально открещиваются от этой практики, видимо, рассчитывая в будущем сохранить репутацию, когда политическая ситуация, как надеются они, изменится к лучшему и Голливуд вернется в Россию.

На условиях анонимности ситуацию «Голосу Америки» коротко охарактеризовал опытный российский прокатчик, ныне живущий за границей.

«Я больше не занимаюсь прокатом фильмов в РФ, и, соответственно, не знаю всех деталей ситуации, – сказал наш собеседник. – Но в целом, все это отвратительно, конечно. Я и мои коллеги много лет и сил потратили на искоренение пиратства, и вроде мы были близки к цели, но увы... Говорят про антиамериканизм как мотивацию, но он, скорее вторичен. Воруют не только американский контент. Главная причина – реальный дефицит контента, ведь с российского рынка ушли все мейджоры. И это заставляет прокатчиков крутиться как ужам на сковородке. Стонов и эмоциональных оценок слишком много, мне кажется, цифры были бы интересней».

Секрет Полишинеля

Как известно, после полномасштабного российского вторжения в Украину в феврале прошлого года, с российского рынка ушли крупнейшие голливудские кинокомпании и стриминговые сервисы Disney, Paramount, Sony Pictures, Warner Bros., Universal, Netflix и другие. Они прекратили выпускать в РФ свои новинки и не продлевают лицензии на показы старых лент. В частности, были отменены новый «Бэтмен» с Робертом Паттинсоном, «Миньоны: Грювитация», «Топ Ган 2: Мэверик», «Мир Юрского периода: Господство» и многие другие блокбастеры.

Презентация первого «Аватара». Москва, 2009 г

Как отмечают обозреватели, «серый Голливуд» плюс российский хит «Чебурашка» дали кинопрокату лучшую кассу за полгода после пандемии.

По информации отраслевого сайта о кино «Бюллетень кинопрокатчика», подпольно демонстрировавшийся в кинотеатрах "Аватар: Путь воды" мог принести российскому прокату не менее 2,4 миллиарда руб. Третья часть кинокомикса "Стражи Галактики" могла собрать 59,3 миллиона, а десятый "Форсаж" – 87 миллионов. По информации РБК, большинстве киносетей отрицают, что практикуют «предсеансное обслуживание».

Но как считает российский профессор-киновед Александр Федоров, эксперт по медиаобразованию, «подпольный» показ фильмов голливудских кинокомпаний-мэйджоров, официально ушедших из российского рынка, является своего рода «секретом Полишинеля». «Мало кто из российских кинозрителей об этом не знает», – написал он, отвечая по электронной почте на вопросы «Голоса Америки».

И снова «трофейное кино»

Профессор Федоров полагает, что в современной России снова возникла ситуация, когда западная кинопродукция становится «трофейной», как «кинопрокатный ответ» на многочисленные западные санкции против РФ.

Похожая ситуация, пишет он, только в гораздо больших масштабах, была в СССР во второй половине 1940-х – начале 1950-х, когда в кинотеатрах показывали так называемые «трофейные фильмы», то есть немецкие, американские и британские ленты, вывезенные с территории оккупированной Германии, а затем (часто под измененными названиями) показанные в советских кинозалах. При этом никаких денежных отчислений от проката американских и британских фильмов в США и Великобританию в пользу правовладельцев, разумеется, не делалось.

Начиная со второй половины 1950-х такого рода практика в СССР исчезла, но вот теперь, похоже, восстанавливается. «Конечно, – отмечает Федоров, восстанавливается в измененном виде, так как «подпольные» показы осуществляют уже частные российские компании, а не само государство, как это было в СССР».

Всякие «Нетфликсы»

Впрочем, правительственную «крышу» российские «пираты в законе» уже получили в лице заместителя председателя Совета Безопасности, бывшего президента РФ Дмитрия Медведева и спецпосланника президента РФ по вопросам международного культурного сотрудничества, бывшего министра культуры Михаила Швыдкого.

Выступая в прошлом году в эфире радио «Комсомольская правда», Швыдкой предложил начать «параллельный прокат» и «принудительное лицензирование иностранных фильмов в российских кинотеатрах. По его словам, это один из способов спасти кинотеатры в условиях санкций. Ведь для заполнения кинозалов Россия должна снимать не меньше 200–250 фильмов, а снимает менее сотни.

Пародийный плакат к фейковому фильму о Медведеве. Москва, 2011 г.

Как отмечают The Insider и другие медиа, «параллельный прокат», ввести который предлагает Швыдкой, можно считать аналогом «параллельного импорта», который российское правительство узаконило в марте 2022 года. Этим понятием в России называют ввоз в страну товаров, на который правообладатель не дал разрешения, параллельно официальным поставкам. Несмотря на то, что чаще всего таким образом ввозятся товары, экспорт которых не имеет других, легальных каналов, российские СМИ продолжают называть этот процесс «параллельным импортом».

По логике Швыдкого, «принудительное лицензирование» не следует считать пиратством. Иностранные кинокомпании у российских прокатчиков денег брать не хотят, говорит он, – «а это их проблемы».

В марте сего года за распространение пиратских копий западной продукции выступил Дмитрий Медведев. Главная цель пиратирования, заявил он, «причинение их компаниям максимального урона и их последующего банкротства».

«Мы это недавно обсуждали, что их нужно лишить части неимущественных прав, выражаясь юридическим языком, которые они имеют здесь. Если они ушли от нас, всякие "Нетфликсы" и прочие, значит, будем это все скачивать, будем пользоваться бесплатно. А я бы все это по Сети разбрасывал, для того чтобы причинить им максимальный урон. Максимальный урон, чтобы они обанкротились!" – заявил он в интервью РИА Новости и другим российским СМИ.

Без стеснения

«Тот факт, что теперь доходы от пиратских показов голливудских фильмов будут учитываться практически как официальные доходы, абсолютно в логике всех нынешних событий», – таково мнение кинокритика Екатерины Барабаш, корреспондента портала Republic, высказанное ею «Голосу Америки».

«Россия перестала стесняться воровства, и было бы странно, если бы стеснялась, – отмечает Екатерина Барабаш. – Более того – воровство отныне подается как нормальная бизнес-уловка. Комментировать это вне общего контекста, наверное, нет нужды – воровство есть воровство, преступление есть преступление. Можно, конечно, пожалеть кинотеатры – понятно, что речь идет уже не о доходах, а о выживании. Но, думается, это не спасет кинопоказ – сейчас стриминговые платформы создали такую мощную конкуренцию ему, что даже узаконенное пиратство вряд ли сможет предотвратить скорый крах кинопроката. Плюс к тому надо понимать, что режим, в отличие от Голливуда, не вечен, и захочет ли в будущем Голливуд иметь дело с российскими дистрибьюторами – большой вопрос».

«К чему это приведет в итоге, – отмечает профессор Федоров, – сейчас сказать трудно. Я бы воздержался от дальнейших прогнозов».