Минюст признал «иноагентами» Александра Гениса и центр «Досье»

Здание Министерства юстиции РФ (архивное фото)

Среди новых «иноагентов» также несколько деятелей культуры и бывший муниципальный депутат

Министерство юстиции России в пятницу пополнило список так называемых иностранных агентов. В него вошли писатель Александр Генис, издатель Георгий Урушадзе, публицист Юрий Фельштинский, культуролог Александр Эткинд и петербургский политик, бывший муниципальный депутат Сергей Гуляев. Также в реестр «иноагентов» внесён расследовательский проект «Досье», принадлежащий структурам Михаила Ходорковского.

Георгий Урушадзе – создатель независимого издательства Freedom Letters, которое выпускает неподцензурную литературу на русском языке. В числе изданных им книг – роман Владимира Сорокина «Наследие», который в России требуют проверить на «пропаганду ЛГБТ и педофилии», роман Ивана Филиппова «Мышь», который в России не рекомендован к продаже из-за якобы антигосударственного содержания, роман Сергея Давыдова «Спрингфилд», также запрещённый за ЛГБТ-тематику. В августе Роскомнадзор внёс сайт издательства в реестр «запрещённой информации» и заблокировал доступ к нему в России.

Юрий Фельштинский – соавтор (совместно с Александром Литвиненко) книги «ФСБ взрывает Россию» о взрывах жилых домов в Москве, Волгодонске и Буйнакске в 1999 году. По официальной версии, взрывы устроили чеченские террористы. По версии Фельштинского и Литвиненко, к взрывам была причастна ФСБ, а их целью было оправдать начало второй чеченской кампании и повысить рейтинг Владимира Путина перед президентскими выборами.

Александр Генис – писатель, литературовед и журналист. Он эмигрировал из Латвийской ССР в США в 1977 году. Много печатался и в американской, и – в эпоху перестройки – в российской прессе. Генис – многолетний сотрудник Радио Свобода, автор и ведущий многочисленных программ и подкаста по вопросам культуры.

Законодательство об иноагентах в России появилось в 2012 году. Закон позволил Минюсту признавать некоммерческие организации иностранными агентами, если они получают финансирование из-за рубежа и занимаются политической деятельностью. Критерии, по которым определяется такая деятельность, в законе чётко не определены, что позволяет властям преследовать организации, работающие в области просвещения, культуры, здравоохранения, экологии, защиты прав человека.

Впоследствии появилась возможность признавать агентами СМИ и физических лиц, в том числе тех, кто не получает зарубежного финансирования, но «находится под иностранным влиянием». Что именно следует считать иностранным влиянием, российское законодательство не уточняет.