Расследование El Mundo: как журналист, ставший шпионом, следил за Навальным

Пабло Гонсалес (второй слева), ранее представлявшийся испанским журналистом, на встрече с президентом России Владимира Путина, который разговаривает с освобожденными российскими заключенными в четверг, 1 августа 2024 года.

Согласно документам, полученным расследователями из испанской газеты, Пабло Гонсалес, представляясь внештатным журналистом, работал на российские спецслужбы и шпионил за российскими диссидентами по заказу Москвы

В течение почти десяти лет испанский внештатный журналист, работающий на Россию, использовал свою профессию в качестве прикрытия, чтобы шпионить за российскими диссидентами по заказу Москвы, включая покойного лидера оппозиции Алексея Навального.

Документы, полученные испанской газетой El Mundo от разведсообщества, проливают новый свет на деятельность Пабло Гонсалеса.

Под видом журналиста Гонсалес, предположительно, отправлял в ГРУ, российскую военную разведку, фотографии и пароли для доступа к Wi-Fi с мест проведения встреч российских оппозиционеров в изгнании.

Гонсалеса также обвиняют в составлении отчетов о форумах, на которых присутствовали официальные лица из стран бывшего Советского Союза.

Предполагается, что деятельность Гонсалеса была сосредоточена на представителях стран-потенциальных членов НАТО, оппозиционных деятелях и сотрудниках структур безопасности соседних с Россией государств.

Гонсалес под видом внештатного корреспондента работал на испанские СМИ и сотрудничал с международными сетями, такими как испанское агентство EFE, «Немецкая Волна и «Голос Америки». Прикрытие было настолько убедительным, что даже после его ареста в Польше в феврале 2022 года некоторые его сторонники считали это ошибкой следствия.

В августе президент России Владимир Путин встретил Гонсалеса в московском аэропорту в рамках обмена пленными, в ходе которого американские журналисты и российские правозащитники, сидевшие в российских тюрьмах, были обменяны на убийц и шпионов. Их встреча положила конец всяким спекуляциям на этот счет.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Благодарность Путина поставила точку в спорах о том, кто такой Пабло Гонсалес

Гонсалес, примерный семьянин и отец троих детей, всегда отрицал обвинения в шпионаже. Официально эти обвинения ему не предъявлялись.

Однако в воскресенье испанская газета El Mundo сообщила, что получила доступ к десяткам отчетов о Гонсалесе, ссылаясь на «испанские и иностранные разведывательные источники».

В отчете польской прокуратуры говорится, что Гонсалес «формально принадлежал к структурам ГРУ» с апреля 2016 года.

Его характеризуют как «журналиста и политолога по профессии, который освещал текущие события по всему бывшему Советскому Союзу с ежемесячным доходом от 1500 до 2000 евро и сотрудничал с различными СМИ».

«Голос Америки» нанял Гонсалеса через стороннюю медиа-платформу. Узнав о его аресте в Польше, медиа-компания убрала его контент со своего сайта.

Мигель Анхель Оливер, президент агентства EFE, сообщил «Голосу Америки», что его сеть осуществляла «кратковременное сотрудничество» с Гонсалесом, главным образом касающееся получения от него фотографий в начале войны в Украине.

El Mundo описала, как польские следователи, предположительно, обнаружили у Гонсалеса отчет, содержащий «адреса клиник в Барселоне и Лозанне», где Навальный проходил лечение в 2017 году. Документ датирован 14 июня 2017 года.

Навальный встречался с Гонсалесом дважды в Европе, один раз, когда российский оппозиционер перенес операцию на глазах в Барселоне после нападения на него с применением химического вещества. Гонсалес, предположительно, отправил информацию о клинике российским властям, сделав даже селфи с Навальным.

В сентябре 2020 года, после того как Навальный пережил попытку отравления, Гонсалес опубликовал селфи в социальных сетях. В своем посте он заявил, что Навальный не является целью атак со стороны российского правительства, как утверждали следователи.

Гонсалес также предположил в социальных сетях, что антикоррупционная платформа Навального ФБК «будет продолжать работу как обычно с большим уровнем поддержки и вседозволенности», добавив, что оппозиционный лидер «не умер и не является инвалидом».

В 2023 году Навальный вернулся в Россию и умер в тюрьме строгого режима в Сибири в феврале 2024 года.

Гонсалес работал как журналист, специализирующийся на республиках бывшего Советского Союза.

Новые подробности о шпионской деятельности Гонсалеса

Польская разведка утверждает, что Гонсалес начал отправлять отчеты в Москву, когда стал выезжать за границу.

Обнаруженные у него документы, датирующиеся периодом с 2016 по 2021 год, свидетельствуют о том, что после пребывания в Грузии Гонсалес отправил в ГРУ отчет по вопросу «государств постсоветского пространства и процессов их присоединения» и «отношению стран-членов НАТО и стран-кандидатов в члены НАТО к России».

Гонсалес также обвиняется в передаче информации о ключевой инфраструктуре национальной безопасности в Польше. Предположительно, он публиковал «дезинформационные статьи в интернете, согласованные с официальной пропагандистской политикой Российской Федерации», говорится в документах, оказавшихся в распоряжении El Mundo.

Газета сообщает, что изучила содержимое ноутбуков, телефонов, iPad и карт памяти, изъятых при аресте Гонсалеса. Польские следователи обнаружили электронные устройства, которые могли использоваться для создания тайных каналов связи.

На допросах Гонсалес отрицал обвинения в шпионаже, говорится в польских судебных документах, на которые ссылается испанская газета.

Однако, когда ему предоставили документальные доказательства, Гонсалес «отказался их комментировать».

Его адвокат Гонсало Бойе заявил, что опубликованные El Mundo подробности вызвали у него чувство «беспомощности».

«Польское законодательство запрещает нам обсуждать что-либо, связанное с уголовным процессом, — сказал Бойе “Голосу Америки”. - Похоже, что намерение состоит в том, чтобы выставить Пабло виновным, тогда как более чем за 2,5 года они не смогли выдвинуть обвинение и предать его суду».

Адвокат, который представлял интересы американца Эдварда Сноудена и лидера каталонских сепаратистов Карлеса Пучдемона, сравнил Гонсалеса с Эваном Гершковичем, американским журналистом, несправедливо арестованным в России по ложным обвинениям в шпионаже, который провел в заключении более 500 дней.

Гонсалес был одним из нескольких подозреваемых российских шпионов, освобожденных в обмен на Гершковича и других политических заключенных.

«Очевидно, что существуют двойные стандарты в отношении одного и другого журналиста, — сказал Бойе “Голосу Америки”. - Но я понимаю, что это то, что происходит в политическом контексте, подобном тому, в котором мы сейчас живем, когда ты находишься либо на той или на другой стороне. Я предпочитаю быть на стороне правды и верховенства закона».

«Голос Америки» обратился к Гонсалесу через его адвоката за комментарием, но не получил ответа.

Источник, знакомый с российской разведкой, пожелавший остаться неназванным, сообщил «Голосу Америки», что Гонсалес вырос в Стране Басков, где симпатии к движению за независимость региона довольно распространены. В левых кругах поддержка Путина не является редкостью.

Это означало, что многие, кто с ним встречался, не ставили под сомнение его пророссийские взгляды, а тем более не подозревали, что он работал на российскую разведку.

Помимо слежки за Навальным в 2016 году, Гонсалес проник в Фонд свободы Бориса Немцова, названный в честь российского оппозиционного политика, убитого в 2015 году. В фонде он сблизился с ключевыми членами его правления.

Дочь Немцова Жанна Немцова написала в социальных сетях, что она стала жертвой Гонсалеса.

Испанские спецслужбы, на условиях анонимности, сообщили «Голосу Америки», что они полагают, что Гонсалес был российским шпионом.

Польские спецслужбы заявили, что Гонсалес «выполнял разведывательные задачи в Европе».

Ричард Мур, глава британской внешней разведки MI6, заявил на Форуме по безопасности в Аспене в 2022 году, что Гонсалес был «нелегалом», арестованным в Польше после того, как «представлялся испанским журналистом».

«Он ездил в Украину, чтобы участвовать там в операциях по дестабилизации обстановки», — сказал Мур.