Московский суд накануне приговорил участников «Маяковских чтений» Артёма Камардина и Егора Штовбу, соответственно, к семи и пяти с половиной годам лишения свободы в колонии, сообщили СМИ.
Оба обвиняемых, дожидаясь процесса, провели в заключении более года.
По информации правозащитников, после суда полицией задержаны по меньшей мере 12 журналистов, в том числе, представителей провластных медиа, включая телеканал НТВ.
Поэтам вменили в вину призывы к деятельности, направленной против безопасности государства, разжигание ненависти или вражды по отношению к сепаратистам так называемых ДНР-ЛНР. И все из-за стихов, прочитанных ими у памятника Маяковскому на Триумфальной площади столицы на акции, прошедшей еще в сентябре прошлого года.
После задержания поэтов, по их свидетельствам, к ним применили пытки как физические, так и моральные, а затем обвинили в создании «организованной группы», хотя молодые люди до чтений не были знакомы. Руководителем мифической группы стал, по версии следствия, Артем Камардин.
В своём последнем слове на процессе он сказал, что судить за искусство недопустимо. «Художественное высказывание может быть интерпретировано, трактовано различным образом, даже если оно выражено максимально просто и доходчиво. Всегда могут найтись те, кто воспримет его превратно. И если кто-то склонен оскорбиться, то он может оскорбиться ну совсем на ровном месте»», – цитирует Медиазона подсудимого.
Ни Камардин, ни Штовба вины за собой не признали. Ранее в рамках того же дела четыре года колонии получил Николай Дайнеко, который заключил соглашение со следствием.
Правозащитный центр "Мемориал" признал всех троих политическими заключенными.
Дело поэтов проходило на фоне перманентного прессинга российских деятелей культуры. Их преследование приобретает самые различные формы. В Санкт-Петербурге дожидаются суда режиссер Евгения Беркович и драматург Светлана Петрийчук, обвиняемые в оправдании терроризма. Они находятся в СИЗО с мая нынешнего года за постановку спектакля «Финист ясный сокол».
Против писателя Бориса Акунина на днях возбудили уголовное дело за «фейки» про российскую армию и публичное оправдание терроризма. По этому случая Росфинмониторинг внес Акунина в реестр террористов и экстремистов.
За стихи еще в современной России не сажали, но за акцию в храме Христа Спасителя уже приговаривали к реальным срокам наказания, напомнила в интервью Русской службе «Голоса Америки» оппозиционный российский политик, драматург Наталья Пелевина. К тому же, по ее мнению, сейчас все происходит в совершенно другом контексте.
«Любая форма протеста против войны расценивается Кремлем как настоящая угроза и карается беспощадно, – добавила она. – По крайней мере, так это считывается со стороны. А полностью подконтрольная власти судебная система во все тяжкие рвется удовлетворить посыл сверху, как они его видят. И если по делу Pussy Riot девушки (Мария Алехина и Надежда Толоконникова) были приговорены к двум года (к «двушечке», по выражению Путина), сегодня поэтам за чтение стихов дают немыслимые сроки – до 7 лет. Разница бросается в глаза. Хотя определенные наметки на нынешний тренд были и раньше. Просто сегодня всё заметно усугубилось».
Власть начала борьбу с людьми из мира искусства, потому что они зачастую имеют свое принципиальное мнение по актуальным вопросам и умеют его убедительно излагать, считает Наталья Пелевина: «Поэтому люди прислушиваются к ним. А у таких успешных и известных личностей, как, например, Борис Акунин или Дмитрий Быков, большое количество поклонников, которые читают их произведения и доверяют тому, что говорят писатели. В этой связи деятели культуры, конечно, представляют для власти реальную угрозу. А вдруг в обществе случится сильный резонанс?!.»
Режим будет следовать свой логике дальше и продолжит душить всех, кто позволяет себе открыто выступать против режима и просто допускает какое-то вольнодумство, прогнозирует политик. Система уже окончательно «слетела с катушек и летит по бездорожью со страшной скоростью», резюмировала она.
Наверное, участники прежних «Маяковских чтений» – Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский и другие – перевернулись в гробу от подобных новостей, предположил в комментарии «Голосу Америки» правозащитник Лев Пономарев. По его словам, представить, что за чтение стихов будут назначать такие огромные сроки, еще недавно было нельзя.
«Дело явно сфабриковано, – полагает он. – Следователи ссылались на показания якобы “секретных свидетелей”. Это миф, его невозможно подтвердить. Но результатом подобных измышлений стало сверх всяких мер жесткое наказание. 7 лет за чтение стихов – это нечто! Беспредел полный. Идет каток репрессий, который проходится по всем без разбора и не может остановиться. При этом используются максимальные сроки, чтобы создать тотальной атмосферы страха. Тем более, доказывать ничего не надо, все происходит по накатанной схеме: обвинили – посадили».
Раньше мы думали: то, что делает Путин, будет банальным повторением 30-х годов, рассуждает Лев Пономарев: «Но сейчас понятно, что он готов идти дальше. До поэтов, писателей и музыкантов уже добрались. Поэтому сейчас со всей актуальностью встает вопрос: кто будет следующим? Очередь может дойти до каждого. В этой связи я хотел бы напомнить особо рьяным силовикам и следователям, которые думают, что они настолько необходимы власти, что их самих никогда не тронут. Не тешьте себя иллюзиями. В сталинские времена представители репрессивного аппарата так же последовательно уничтожались, как и остальные слои общества. Такова логика тоталитарных и фашистских государств».
Режим эволюционирует, и то, как он это делает, пугает, констатировал правозащитник. Сбываются самые мрачные предчувствия завзятых пессимистов: скоро «за колоски» начнут сажать, как было при Сталине, заключил он.