Евросоюз призвал Грузию вернуться на путь, ведущий в ЕС

На акции протеста против "закона об иноагентах" перед зданием парламента Грузии. Тбилиси, 28 мая 2024.

К десятой годовщине Соглашения об ассоциации с ЕС, дистанция, отдаляющая Грузию от членства в альянсе, возросла

Спустя десять лет после того, как Грузия оформила соглашение об Ассоциации с ЕС, Брюссель призвал Тбилиси вернуться на путь, ведущий в Евросоюз, в то время как Киев и Кишенёв уже начали переговоры о вступлении в ЕС.

«Сегодня исполнилось 10 лет с момента подписания Соглашения об ассоциации между Европейским Союзом и Грузией. Это важный этап партнерства, а также напоминание о том, что Европейский Союз твердо поддерживает стремление населения Грузии к будущему в Европейском Союзе. Правительство Грузии должно вернуться на путь Европейского Союза. Место Грузии — в Евросоюзе, но Грузия не сможет продвинуться вперед по пути в Евросоюз, если не будет изменен курс действий», — говорится в заявлении Представительства ЕС в Грузии от 27 июня.

Одновременно Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) 27 июня приняла резолюцию по Грузии, в которой выражена глубокая обеспокоенность в связи с ситуацией, вызывающей «серьезные сомнения относительно приверженности страны международным демократическим нормам и евроатлантической интеграции, а также ее готовности выполнять свои обязательства в качестве члена Совет Европы». В документе содержится призыв отозвать спорный «Закон об иноагентах», расследовать факты нападений на инакомыслящих, оппонентов властей, журналистов и наказать причастных к насилию лиц.

За последние месяцы критика в адрес властей в Тбилиси со стороны западных партнеров звучала неоднократно. Более того, в связи с угрозой демократии в стране, США ввели визовые ограничения против некоторых представителей грузинской власти, а ЕС заявил, что сократит политические контакты с руководством Грузии на высшем уровне и рассмотрит возможность замораживания Грузии финансовой помощи.

Но несмотря на предупреждения ЕС и масштабные протесты внутри страны, правящая партия «Грузинская мечта» все равно приняла спорный «Закон о прозрачности иностранного влияния», который, по оценке США, по сути больше всего схож с репрессивным российским «Законом об иноагентах». Напомним, что указанный закон, принятый грузинским парламентом в мае, обязывает организации, получающие более 20% финансирования из-за рубежа, регистрироваться в качестве «агентов иностранного влияния». Правящая партия утверждает, что цель закона – «обеспечить максимальную прозрачность». Оппоненты властей, в свою очередь, заявляют, что на самом деле партия власти попытается использовать закон для подавления неугодной ей критики, исходящей от независимых СМИ и НПО, как это произошло в России.

Также, невзирая на критику со стороны западных структур, «Грузинская мечта» намерена принять пакет законов против «ЛГБТ-пропаганды». Парламент Грузии 27 июня утвердил его в первом чтении. «Грузинская мечта» утверждает, что цель этого закона — «защитить общество от псевдолиберальной идеологии и ее неизбежных вредных последствий». При этом оппоненты этой инициативы видят прямую связь между планами «Грузинской мечты» и действиями российских властей.

Напомним, что в июне 2013 года российская Госдума приняла федеральный закон о запрете «пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних». А в ноябре 2022 года был принят новый закон, запрещающий «пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений» среди всех россиян вне зависимости от возраста. После этого, в ноябре прошлого года по требованию Минюста, Верховный суд России признал экстремистским несуществующее «международное движение ЛГБТ» и запретил его на территории РФ. Заседание тогда прошло в закрытом режиме без представителя ответчика.

В «Грузинской мечте» отвечают на критику партнеров и оппонентов нарративом, характерным для российской пропаганды, в частности, утверждая, что в западных странах действуют якобы «такие же законы» в отношении иностранных агентов, и что Запад предъявляет «двойные стандарты», когда речь идет о Грузии.

«Реальность такова, в пятнадцати странах ЕС существуют реестры иноагентов, а что касается остальных двенадцати, Еврокомиссия призвала их разработать такие же механизмы… Для нас неприемлемы двойные стандарты», – заявил 27 июня замспикера грузинского парламента, депутат Арчил Талаквадзе.

Напомним, что представители стран ЕС неоднократно заявляли, что в странах Европейского союза нет аналога закона, который приняли в Грузии. Так, в апреле во время визита в Германию грузинского премьер-министра Ираклия Кобахидзе, канцлер ФРГ Олаф Шольц подчеркнул на пресс-конференции, что «в Евросоюзе нет подобного законодательства».

«Идет дискуссия об установлении прозрачности в различных сферах, но это совершенно другая концепция, она еще не решена и, скорее всего, не будет решена», — заявил тогда Канцлер ФРГ.

Одновременно, в грузинской оппозиции считают, что миллиардер Бидзина Иванишвили, неофициальный правитель Грузии, имеющий статус почетного председателя правящей партии, имеет еще более амбициозные планы, включая смену прозападного курса Грузии.

«Российский олигарх Иванишвили решил изменить геополитический путь Грузии из Европы в Россию, демократическое развитие сменить олигархической системой… Большой план Иванишвили это — выдворение Европы из региона и усиление российского влияния. То, что происходит сейчас в Грузии – это борьба не только грузин, но и европейцев. Если демократия потерпит поражение в Грузии, это означает поражение европейских ценностей в регионе», — заявила 27 июня в своём выступлении в ПАСЕ Анна Цитлидзе, депутат от партии экс-президента Михаила Саакашвили «Единое национальное движение».

Напомним, что согласно результатам последнего опроса Международного республиканского института (IRI) (американской неправительственной организации, поддерживающей развитие политических партий, гражданского общества, свободных и справедливых выборов), большинство населения Грузии по-прежнему активно поддерживает членство страны в ЕС и НАТО. Так, осенью прошлого года 86% опрошенных IRI заявили о поддержке присоединения Грузии к ЕС, а 79% – к НАТО.