Европейская помощь Украине: трудности и возможности

Аналитические издания обсуждают возможности Европы по продолжению поддержки украинцев в их борьбе против российской агрессии

На прошлой неделе Европа сделала «шаг вперед, два шага назад»: дав старт переговорам о присоединении Украины к Европейскому Союзу, ЕС в то же время не смог договориться по поводу пакета помощи Киеву на 2024–2027 годы размером в 50 миллиардов евро. Венгрия заблокировала принятие этого решения, а при обсуждении начала переговоров с Украиной о будущем вхождении этой страны в Евросоюз премьер-министр Венгрии Виктор Орбан заявил, что его правительство в любое время может затормозить этот процесс.

В то же время власти Соединенных Штатов – главного партнера Украины в снабжении обороняющейся страны современным оружием – пока не смогли преодолеть внутриполитические разногласия. Компромисс между администрацией Байдена и республиканцами в Конгрессе по поводу пакета расходов, включающих помощь Украине, Израилю и средства на улучшение защиты южной границы США не найден, и Вашингтон уходит на рождественские каникулы, не одобрив выделение около 60 миллиардов долларов для Украины.

В этой ситуации у Белого Дома почти не остается денег на текущую помощь Киеву: чуть более одного миллиарда долларов, доступных исполнительной власти США в рамках «Президентских полномочий по изъятию», будут исчерпаны очень скоро.

Европа внимательно наблюдает за тем, насколько власти США готовы поддерживать Украину, и делает неутешительные выводы – некоторые европейские прогнозы уже строятся на том, что Евросоюзу, возможно, придется взять на себя лидирующую роль в помощи Украине, если главный союзник по другую сторону Атлантики станет медлить с такой помощью.

EUISS: «Предотвратить будущие раунды «путинских войн»

«Помощь США Украине стала жертвой политической вражды и споров в Вашингтоне» - констатирует Ондрей Дитрих (Ondrej Ditrych), старший эксперт Института проблем безопасности Европейского Союза (European Union Institute for Security Studies, EUISS) в своем комментарии на сайте этого официального аналитического центра ЕС.

Эксперт EUISS напоминает, что Европа должна сама задумываться о том, как ей поддерживать Украину, без оглядки на США, и описывает трудности, с этим связанные:

«Остается неясным, как столь необходимая Украине непрерывная и стабильная военная поддержка будет предоставляться на практике, учитывая, что получение средств из общего Европейского фонда мира было заблокировано в течение нескольких месяцев… ЕС нужна политическая стратегия в отношении Украины, чтобы справиться с геополитическим ревизионизмом России как в краткосрочной перспективе, так и для предотвращения будущих раундов «путинских войн». Колебаться или даже медлить сейчас было бы худшей стратегией из всех».

«Мы не должны заблуждаться: видя Европу в замешательстве, Кремль, не колеблясь, будет использовать любую возможность не только для защиты своей империи, но и для распространения щупалец своего влияния на Запад настолько далеко, насколько это возможно» - считает Ондрей Дитрих.

По его мнению, Европа будет в предстоящий период гораздо больше спорить о технических параметрах помощи Киеву: «Сделки и компромиссы – например, о разделении макрофинансовой помощи, выделяемой Украине, на меньшие суммы, выделяемые с течением времени, чтобы сделать ее более приемлемой для некоторых групп населения в Европе – будут частью игры гораздо чаще, чем в прошлом».

ECFR: Цифры говорят об усталости Европы от войны

В статье «Нарастающая усталость Европы от войны», опубликованной 18 декабря в авторитетном журнале «Foreign Affairs», приводятся данные недавнего опроса «Европейского советом по международным отношениям» (European Council on Foreign Relations, ECFR), одной из наиболее влиятельных аналитических организаций Европы. Согласно этому опросу, поддержка европейцами продолжающейся борьбы Украины начала снижаться: авторы статьи, сотрудники ECFR Сюзи Дениссон (Susi Dennison) и Павел Зерка (Pawel Zerka) отмечают, что «изменения пока не столь значительны, но их направление не оставляет места для сомнений».

По сравнению с опросом ECFR от января 2023 года в десяти европейских странах, когда в среднем 38% хотели, чтобы Украина вернула себе всю свою территорию, в осеннем (сентябрь-октябрь) опросе ECFR это число упало до 34%. Для сравнения: сентябрьские данные по Соединенным Штатам показывали, что 43% поддерживают намерение Украины сражаться, и только 17% предпочитают, чтобы война закончилась как можно скорее.

В статье Дениссон и Зерки много важных социологических данных ECFR, говорящих о том, что в разных странах Европы усталость от войны проявляется по-разному. Страны, где отдается предпочтение тому, чтобы Украина вернула себе всю свою территорию, а не скорейшему прекращению войны: 63% против 13% в Эстонии, 46% против 24% в Дании, 43% против 22% в Польше и 41% против 19% в Великобритании. Однако мнение, что война должна закончиться как можно скорее, даже если Украина потеряет часть своей территории, преобладает, например, в Италии (46% против 14%) и Германии (40% против 28%).

Действительно, в стране, являющейся вторым крупнейшим поставщиком вооружений в Украину после США, наблюдается усиление влияния право-популистской «Альтернативы для Германии», жестко выступающей против европейских санкций против России. Это бросает тень сомнения, как говорят наблюдатели в самой Германии, на всю перспективу поддержки Киева Берлином в 2024 году.

Авторы статьи в «Foreign Affairs» предлагают европейским лидерам «представить этот конфликт как войну России против Европы, а не только против Украины» и «напомнить избирателям, что погребенная войной Украина и победившая Россия обойдутся ЕС еще дороже, сохраняя угрозу в непосредственной близости от ЕС».

«Однако для того, чтобы все это заслуживало доверия, европейским лидерам необходимо разработать более убедительные аргументы в пользу того, что Украина может победить. Победа Украины потребует от Европы инвестиций в свой оборонно-промышленный потенциал, чтобы она могла поддержать Украину, даже если Вашингтон остановится в этом» - предупреждают Сюзи Дениссон и Павел Зерка.

Коллективная поддержка индивидуальными средствами

Однако у Европы в деле помощи Украине есть серьезное структурное преимущество перед США: если политики в Вашингтоне решают вопросы о поддержке Киева за всю страну, то лидеры стран ЕС руководят отдельными суверенными государствами, каждое из которых может поддерживать Украину в отдельности, даже если соседняя страна этого не очень хочет. Прямой пример – это Чехия, горячо поддерживающая Украину и соседствующая со Австрией, власти которой относятся к помощи Киеву гораздо прохладнее.

Польша, страны Балтии и Северной Европы на сегодняшний день не ослабляют свою помощь украинской армии: только на этой неделе, например, Дания и Швеция вместе анонсировали новый пакет такой помощи для Украины на сумму около 240 млн евро, о чем на совместной пресс-конференции объявили министр обороны Дании Троэльс Лунд Поульсен и его шведский коллега Пол Йонсон. А Великобритания, по сведениям газеты The Telegraph, проводит с Украиной переговоры о двустороннем документе по гарантиям безопасности с акцентом на укреплении морского потенциала Украины.

Испания, которая сейчас председательствует в ЕС, также официально заявляет, что ее каденция во главе Евросоюза ознаменуется усилением помощи Украине. По словам министра иностранных дел Испании Хосе Мануэля Альбареса, «приверженность Испании и испанского народа украинскому народу является абсолютной, безоговорочной и непоколебимой во всех возможных областях: дипломатической, политической, гуманитарной, финансовой и военной. И так будет столько, сколько необходимо, пока в Украину не вернется мир – справедливый мир в соответствии с принципами Устава ООН».

При этом испанское правительство предлагает меры по поддержке Киева, которые другим странам-членам ЕС кажутся недостаточными. В частности, как сообщает издание POLITICO, Испания предложила план использования доходов от замороженных в Европе российских активов в течение ближайших трех лет, который, по мнению Мадрида, гарантировал бы стабильные финансовые пакеты помощи Киеву. Однако, такая помощь была бы почти в три раза меньше, чем 50 миллиардов евро, которые Еврокомиссия считает необходимыми, и ее поступление Украине растянулось бы на месяцы, а то и годы.

Финансировать европейские расходы на поддержку Украины некоторые страны Европы хотят не через использование прибыли от замороженных российских денег, а с помощью их прямого изъятия. В частности, Генеральная прокуратура Германии обратилась в суд Франкфурта-на-Майне с запросом о конфискации и направлении в бюджет российских активов на сумму более 720 миллионов евро. Другие страны, однако, сопротивляются прямой конфискации активов России – они считают, что это приведет к оттоку капиталов стран «глобального Юга» из Европы и подорвет доверие к евро.

Так или иначе, очередные переговоры по предоставлению европейского пакета помощи Украине состоятся уже в следующем году – точно так же, как и в США.

RUSI: Европа не успевает с производством вооружений

Есть и еще один повод для беспокойства относительно стабильности европейской поддержки Украины: страны Евросоюза и Британия не успевают с производством вооружений и боеприпасов для поддержания собственных арсеналов и помощи Киеву.

Как пишет эксперт Королевского объединённого института оборонных исследований (Royal United Services Institute, RUSI), профессор Джастин Бронк (Justin Bronk), Европа за почти два года с начала полномасштабного вторжения России в Украину не смогла осуществить необходимые инвестиции в увеличение промышленного производства и расходов на оборону.

«За исключением Польши, многие обязательства стран по значительным дополнительным расходам на оборону либо еще не материализовались, либо вступят в силу в течение нескольких лет. Наиболее очевидным примером является Германия, которая вскоре после российского вторжения публично пообещала потратить 2% ВВП на оборону к 2024 году в дополнение к единовременным инвестициям в размере 100 миллиардов евро в возрождение возможностей Бундесвера. Однако к середине 2023 года из фонда фактически было потрачено лишь 1,5 миллиарда евро, а оборонный бюджет в целом даже немного сократился по сравнению с 2022 годом» - пишет эксперт RUSI в своей статье на сайте этой исследовательской организации.

По данным Джастина Бронка, «программа Европейского оборонного агентства (EDA) по закупкам 155-мм артиллерии представляет собой солидный план по всем необходимым направлениям, но реализация ее происходит крайне медленно по сравнению с потребностями Украины, явно опережающими возможности поставок.

«Программа EDA в ее нынешних масштабах все еще далека от того, чтобы обеспечить военным усилиям Украины устойчивость в обозримом будущем, не говоря уже о пополнении собственных оборонных запасов Европы, которые сильно истощены» - констатирует эксперт.

Надежда на победу остается

Один из главных факторов продолжения поддержки Киева со стороны Запада – это стремление самих украинцев защищать свою страну и двигаться к еще большему сближению с демократическими странами. Об этом на сайте издания EU Observer пишет приглашенный эксперт «Атлантического совета» Марк Темницки (Mark Temnycky):

«Спустя два года после начала войны 95 процентов украинцев по-прежнему уверены в своей армии. Большинство украинцев так же поддерживают президента Украины Владимира Зеленского и верят, что выиграют войну. Моральный дух украинцев высок, и украинцы полны решимости победить. В результате украинские силы будут продолжать усердно работать, чтобы вытеснить россиян из оккупированных регионов на юге и востоке».

Эксперт считает, что «есть много причин сохранять осторожный оптимизм в отношении успехов Украины в 2024 году». По мнению Марка Темницки, предыдущие достижения на поле боя убедили американцев и европейцев предоставить Украине дополнительную военную технику, и использование современных западных вооружений позволит украинцам полностью вытеснить Россию с юга Украины:

«Украина все еще находится на пути к победе, но время истекает. Увеличение скорости предоставления Украине международной помощи и вооружений приведет к более быстрой победе Украины, но США и ЕС должны определить, готовы ли они сделать все возможное, чтобы обеспечить эту победу. Время покажет, какое решение они примут в 2024 году».

Именно поэтому саммит ЕС 1 февраля 2024 года, на котором может быть принято решение о большом пакете помощи для Украины, приобретает, по мнению многих наблюдателей, важнейшее значение: на нем Европа продемонстрирует, готова ли она показать Кремлю, что его надежды на усталость европейцев от поддержки Киева являются неоправданными.