Немецкие антифашисты: между Гитлером и Сталиным

  • Анна Плотникова
Сотрудник Музея немецкого сопротивления Андреас Хербст

Сотрудник Музея немецкого сопротивления Андреас Хербст

Новая выставка показывает схожие черты нацистской Германии и сталинского Советского Союза
В Санкт-Петербурге в Музее политической истории России открылась выставка «Я гостем приехал в вашу страну…», рассказывающая о судьбах немецких антифашистов в Советском Союзе в 1933 – 1956 годах. Выставка создана при поддержке Фонда Розы Люксембург (ФРГ) и берлинского Музея немецкого сопротивления.

Выступая на открытии выставки, генеральный директор Музея политической истории России сказал, что за многоточием в конце названия выставки кроется трагедия 15 тысяч семей немецких коммунистов и антифашистов, которые после прихода к власти Гитлера эмигрировали в СССР в поисках свободного и справедливого общества. «Мом предки приехали в Россию из Германии в начале XIX века, – продолжал Евгений Артемов, – но, все равно, в 1941 году моя семья была выслана из Ленинграда, а отца объявили “врагом народа”. Но я обо всем этом узнал всего два года назад».

Правда о страшной участи немецких антифашистов, бежавших из гитлеровского Третьего Рейха в сталинский СССР, лишь недавно открылась и для их потомков, проживающих ныне в объединенной Германии. А правда заключена в стихотворении, начало которого использовано в качестве названия выставки. Во второй строфе его автор – немецкий политэмигрант Вольфганг Дункер – написал:

«Я гостем прибыл к вам, в страну друзей,
Но сделал приговор меня шпионом,
Жену вдовой, а сына сиротой,
Который год зовусь я заключенным».

На выставке представлены двадцать стендов, каждый из которых посвящен истории одной семьи. В документах, фотографиях и воспоминаниях выживших родственников рассказывается о жертвах Большого террора, оклеветанных и отбывших большие строки заключения в ГУЛАГе, либо расстрелянных по приговору пресловутых «троек». Были и такие, которых выслали обратно в Германию, где они попали в гестаповские застенки.


Истина где-то рядом. В архивах…

Документальными прологом и эпилогом выставки можно считать две цитаты, приведенные на первом и последнем стендах. Первая взята из 129-й статьи сталинской Конституции 1936 года: «СССР предоставляет право убежища иностранным гражданам, преследуемых за защиту интересов трудящихся, или научную деятельность, или национально-освободительную борьбу».

А после документальных свидетельств о трагических судьбах немецких электромонтеров, артистов, учителей, краснодеревщиков, заводских рабочих, инженеров и представителей многих других профессий, выбравших своей новой родиной «первое в мире рабоче-крестьянское государство», приведен отрывок из праздничного тоста Сталина по случаю 20-летия октябрьской революции: «И мы будем уничтожать каждого такого врага, будь он и старым большевиком, мы будем уничтожать весь его род, его семью. Каждого, кто своими действиями и мыслями (да, и мыслями) покушается на единство социалистического государства, беспощадно будем уничтожать. За уничтожение всех врагов до конца, их самих, их рода!»

На открытии выставки присутствовал один из ее авторов – историк и публицист, специалист по истории Советского Союза Владислав Хеделер. Он родился в Томске в семье немецкого коммуниста Вальтера Хеделера, сосланного в Сибирь в 1943 году. В 1955 году семье позволили выехать в ГДР. Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» спросила доктора Хеделера, как он объясняет причины, по которым немецкие коммунисты подверглись тяжелейшим репрессиям на «родине социализма»?

Историк признается, что ответа на этот вопрос не нашел: «Очевидно, ответ кроется в определенных законах, указах или приказах, касающихся немецких эмигрантов в СССР. Есть только отдельные тезисы и рассуждения специалистов на эту тему. Одни говорят, что это, якобы, связано с предотвращением появления “пятой колонны”, другие говорят, что понимаешь происходившее только, если признаешь Сталина психически больным человеком».

Немецкий историк и публицист Владислав Хеделер

Доктор Хеделер добавляет, что имеющиеся на сегодня в открытом доступе материалы не позволяют сделать окончательные выводы. Некоторое время назад советские архивы были открыты для историков, в том числе и зарубежных. Но теперь они снова закрыты. Это обстоятельство, в частности, мешает провести достоверно подкрепленные аналогии между гитлеровской Германией и сталинским СССР 30-х – 40-х годов.

«Этот вопрос нужно решать с точки зрения теории тоталитарных систем, - продолжает Владислав Хеделер. – Конечно, между этими режимами есть различия. Но в свете того, что мы показываем на нашей выставке: преследования, которым подлежали эти люди вначале со стороны своих противников на родине, а потом со стороны своих новых сограждан и братьев по партии – между Германией и Советским Союзом было и определенное сходство». При этом историк подчеркивает, что делать окончательные выводы пока рано, и нужно продолжать исследования.

Те, кто сопротивляются – всегда в меньшинстве

Еще одним соавтором выставки стал сотрудник Музея немецкого сопротивления в Берлине Андреас Хербст. Этот музей посвящен антигитлеровскому движению в Германии 1933 – 1945 годов. Зденсь рассказывается о деятельности немецких подпольных групп и отдельных активистов. В частности, есть материалы о мало пока изученном участии немецких антифашистов в армиях Союзнических войск – США, Великобритании и Франции.

В последние дни повышенный интерес вызывает произошедшее в 1938 году присоединение к Третьему Рейху Судетского региона Чехословакии, населенного преимущественно немцами. Некоторые российские аналитики усматривают в этом аналогию с нынешними событиями вокруг Крыма.

А в экспозиции Музея немецкого сопротивления рассказывается о создании первого военного подпольного центра, участники которого планировали свержение национал-социалистического режима в Германии. Этот центр действовал до 1943 года, пока не был разгромлен гестапо.

В беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» Андреас Хербст заметил, что в любом обществе активное несогласие с действиями правящего режима проявляет меньшая часть населения: «Так и в 1938 году, в Судетах, значительная часть населения хотела присоединения к Германии, и только маленькая доля, к которой относились и антифашисты, были против». Андреас Хербст добавил, что люди, выступавшие против аннексии Судетского региона, прекрасно знали, что их ожидают аресты, пытки, и, возможно, казнь, но они оставались верны своим убеждениям. И более того – находили сочувствующих, которые помогали им укрыться от гестапо и от коллаборационистов.

Выставка «Я гостем приехал в вашу страну…» уже экспонировалась в самой Германии и в Брюсселе, где она была в здании Европарламента. А в Санкт-Петербург выставка приехала после показа в Казахстане и ряда российских городов, включая Москву.

И Андреас Хербст, и Владислав Хеделер отметила, что в Германии выставка, посвященная трагическим судьбам немецких антифашистов в СССР, вызвала неоднозначные суждения. Доктор Хеделер пояснил: «Болезненность восприятия этой темы в ФРГ связана с определенными людьми, которые видят в этой выставке отражение сегодняшнего антисоветизма. Эти люди призывают к бойкоту нашей выставки и к отказу от любого сотрудничества с нами. Это было для нас немножко странным, но такая реакция тоже есть. Кроме того, были отклики типичных сталинистов, которые вообще отвергают такой способ подхода к истории».

На уточняющий вопрос, имеет ли он в виду сталинистов в нынешней ФРГ, Владислав Хеделер ответил утвердительно и добавил, что с другой стороны в современной России есть неонацисты и поклонники Гитлера. А значит, удивляться тут нечему.