Линки доступности

Петербургские антифашисты вспомнили своих погибших товарищей


Пикет памяти Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой на Марсовом поле
Пикет памяти Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой на Марсовом поле

На Марсовом поле протестовали против роста ксенофобии и усиления политических репрессий

19 января в Санкт-Петербурге в пятый раз прошла акция памяти адвоката Станислава Маркелова и журналиста «Новой газеты» Анастасии Бабуровой, застреленных в Москве ультранационалистами.

Примечательно, что если в 2010 и 2011 годах петербургским антифашистам удавалось добиться разрешения на проведение в этот день траурного шествия по улицам города, то в дальнейшем городская администрация неизменно отказывала в проведении шествия, разрешая только пикеты без звукоусиливающей аппаратуры. На этот раз массовый пикет прошел на Марсовом поле.

Организаторы акции памяти - активисты ряда левых организаций – заранее разослали обращение,в котором подчеркивается, что (как они считают) «в условиях деградации экономики и социальной сферы, в условиях, когда доверие к власти стремительно снижается, ксенофобия постепенно становится частью государственной политики».

При этом петербургские антифашисты отмечают, что в последнее время проведение даже санкционированных акций против ксенофобии и расизма нередко приводит к незаконным преследованиям участников и организаторов. В качестве примера упоминается ноябрьский пикет памяти антифашиста Тимура Качаравы, когда под надуманными предлогами были задержаны два человека, и судебное разбирательство по искам против них продолжается до сих пор.

В разных городах России антифашистов подвергают административному, а порой и уголовному преследованию лишь за отстаивание своего принципиального неприятия агрессивного национализма.

Главное – общественный резонанс

Одна из постоянных участниц акций 19 января - руководитель программ Антидискриминационного Центра «Мемориал» Стефания Кулаева – рассказала корреспонденту «Голоса Америки» о продолжение судебной тяжбы по поводу требования властей признать данное НКО «иностранным агентом». Ленинский районный суд Санкт-Петербурга вынес соответствующее решение, а представители АДЦ «Мемориал» 16 января подали в городской суд апелляционную жалобу.

Кулаева ожидает, что жалоба будет рассмотрена в середине февраля. «У нас вызывает активное возражение не только решение Ленинского районного суда в отношении нашей организации. Нас не устраивает весь этот закон “Об иностранных агентах” и применяемая в связи с ним практика», - подчеркивает правозащитница.

Поводом для преследований Антидискриминационного центра, по мнению Кулаевой, стало написание его экспертами доклада о применении пыток в России для профильного комитета Организации Объединенных Наций. Получается, что, по сути, НКО инкриминируют не занятие политикой, а правозащитную деятельность, которой АДЦ «Мемориал» должен заниматься в соответствие со своим уставом.

«Решение в отношении нас еще не вступило в законную силу, оно обжалуется, но работать с клеймом “иностранного агента” абсолютно невозможно, потому что нас сторонятся и представители власти, и общественники, и даже сотрудники региональных омбудсманских аппаратов», - говорит Стефания Кулаева.

Что же касается пикета памяти Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой, то, по мнению собеседницы «Голоса Америки», главный эффект от подобных акций – общественный резонанс. «Об этом напишут в Интернет-изданиях, некоторые радиостанции и телеканалы о нас упомянут. В социальных сетях будут выложены фотографии с комментариями, и даже люди, которые сюда не пришли, узнают о нашей инициативе, и, надеюсь, почувствуют, что происходящее усиление ксенофобии просто ужасно», - заключила Стефания Кулаева.

Либералы не захотели соседствовать с анархистами

При этом многие участники пикета уклонялись от общения с журналистами, говоря, что это может повредить не только им самим, но и их близким. А некоторые добавляли, что им просто нечего добавить к содержанию плакатов, которые они держали в руках: «Защити город от фашизма», «Полицейский, не будь полицаем», «Пока наци нас разделяют, босс и чиновники грабят», «За солидарность вместо ксенофобии», «Стас и Настя! Мы продолжаем вашу борьбу!».

Главный организатор акции – участник организации «Автономное действие» Виталий Леонов – отвечая на вопросы корреспондентов различных изданий, указывал, что нынешняя акция на Марсовом поле обращает внимание не только на рост ксенофобских настроений в обществе, но и на усиление преследований политических оппонентов режима. Поэтому одним из главных лозунгов пикета стало: «Нет погромам, нет репрессиям». В то же время, по словам Леонова «Политические маргиналы правого толка акцентируют внимание на преступлениях, совершенных нерусскими, забывая при этом упомянуть, что подобные преступления – лишь малая часть от общего количества уголовных преступлений в России».

Активисты антифашистского движения Санкт-Петербурга в ответ предлагают собственную повестку дня. В беседе с корреспондентом «Голоса Америки» Виталий Леонов с похвалой отозвался о московской инициативе организовать для всех желающих бесплатные трехмесячные курсы основных языков, на которых говорят приезжающие в Россию трудовые мигранты.

«Я считаю, что культурный обмен – это очень важно, и если люди хотят узнавать что-то новое, я обеими руками за это», - отметил Леонов, напомнив, что в Санкт-Петербурге действует несколько школ, где детей гастарбайтеров обучают русскому языку.

Всего же в акции на Марсовом поле приняли участие порядка полутора сотен человек. В прошлые годы пикеты памяти Маркелова и Бабуровой были в Санкт-Петербурге более многочисленными за счет демократических организаций. На этот раз многие из них заявили, что не хотят в этот день быть рядом с анархистами.

В то же время к Соловецкому камню на Троицкой площади пришло около ста активистов партии «Яблоко» и его молодежного крыла. Они установили портреты погибших антифашистов, возложили к ним цветы и зажгли поминальные свечи. «Яблочники» подчеркивают, что место для своей акции они выбрали не случайно - здесь же, у Соловецкого камня, в начале октября традиционно проходит поминовение Анны Политковской, которая, как и Анастасия Бабурова, работала в «Новой газете».
XS
SM
MD
LG