Линки доступности

Павел Ходорковский: «В заявлении Путина о помиловании отца нет ничего нового»


Павел Ходорковский
Павел Ходорковский

Сын олигарха связывает надежды на «осмысленные договоренности» с протестной активностью

Сын Михаила Ходорковского Павел, проживающий в Нью-Йорке, заявил в интервью Русской службе «Голоса Америки», что все заявления о возможном помиловании отца со стороны президента Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина, включая и сегодняшнее, «делались для отвода глаз, скорее для внешних наблюдателей».

Павел Ходорковский по просьбе «Голоса Америки» прокомментировал заявление премьер-министра о том, что он рассмотрит ходатайство Ходорковского о помиловании, «если он напишет». При этом Путин подчеркнул, что экс-глава ЮКОСа по закону должен признать вину, чего еще не сделал. «Но сначала нужно стать президентом», – добавил премьер-министр, отвечая на вопросы журналистов после «прямой линии» в четверг.

По мнению Павла Ходорковского, Путин «продолжает неправильно толковать законы страны, президентом которой собирается стать».

«В соответствии с российским законодательством для того, чтобы подать прошение о помиловании, признание вины не требуется», – сказал сын опального олигарха.

Это подтвердил в Москве и адвокат Ходорковского Вадим Клювгант. Он заявил в эфире радио «Эхо Москвы», что в конституции России не говорится о необходимости осужденному признавать свою вину. Адвокат добавил, что случаи, когда глава государства помиловал человека без такого обращения, в российской истории уже были.

Павел Ходорковский подчеркнул, что каждый раз, когда его отец подавал прошение об условно-досрочном освобождении, «он основывал свою аргументацию на том, что на свободе сможет принести своей стране гораздо больше пользы, чем находясь за решеткой».

«Он ни разу не говорил, что готов признать свою вину, и я не думаю, что эта позиция изменится после президентских выборов», – добавил сын олигарха.

То, что Ходорковский не хочет признавать вину ради помилования, подтвердил агентству РАПСИ другой адвокат бывшего главы ЮКОСа Юрий Шмидт. По его словам, сложившееся мнение о том, что Ходорковский намерен раскаяться – ошибочное.

«Но если бы я верил в то, что Путин, став президентом, помилует его, я бы стоял на коленях перед Ходорковским и просил написать это прошение», – сказал Шмидт.

По мнению Павла Ходорковского, ситуация для его отца на сегодняшний день «остается проигрышной».

«Если, говоря гипотетически, он напишет прошение о помиловании с признанием своей вины, это не гарантирует ему освобождения, – предположил он. – Зато это гарантирует, что Путин сможет после этого заявлять, что Ходорковский признал свою вину. Мой отец никогда на это не пойдет».

Павел Ходорковский возлагает надежды на усиление протестной активности

Отвечая на вопрос корреспондента «Голоса Америки», может ли быть найдена какая-либо формулировка, которая позволит Михаилу Ходорковскому, не отказываясь от своих принципов, удовлетворить требования Путина и выйти на свободу, сын олигарха сказал: «Я надеюсь, что такая формулировка есть, но, к сожалению, она никем не была на сегодняшний день озвучена, и я лично ее себе плохо представляю. Все это чисто гипотетические соображения, потому что ничего из этого пока даже приблизительно не было озвучено. С тех полупонятийных позиций, которыми, к сожалению, очень часто оперирует российская власть, они боятся, что какие бы условия ни были оговорены, мой отец их не выполнит, оказавшись на свободе. Эти опасения сдерживают даже начало какого-либо диалога».

«Если вы помните, когда Нельсон Мандела написал свое первое письмо правительству ЮАР, оно случайно попало к человеку, который, в принципе, был готов к диалогу, – продолжил Павел Ходорковский. – С этого письма и первого контакта “вслепую” началось планирование его освобождения. На сегодняшний день я не вижу в правительстве Российской Федерации такого человека, который был бы готов пойти на контакт с пониманием того, что отец должен выйти на свободу, и что это в конечном итоге будет лучше для государства».

При этом Павел Ходорковский связывает надежды на какие-то уступки с нарастающей протестной активностью в России.

«Если ситуация будет развиваться так, как она развивалась за последние две недели, то, я думаю, заявления с обеих сторон станут более четкими, и в них появится новая рациональная составляющая, – сказал он. – Я думаю, что чем больше будет нагреваться ситуация на разных площадях в Москве, тем больше правительство будет ощущать давление и необходимость идти на какие-то уступки и осмысленные договоренности».

Прохоров тоже пообещал помиловать Ходорковского

Заявление Владимира Путина последовало вскоре после того, как Михаил Прохоров, неожиданно выдвинувший свою кандидатуру в президенты, заявил, что в случае победы на выборах освободит Ходорковского. «Первое решение, которое я приму, – гуманистическое: я помилую Ходорковского», – заявил Прохоров в четверг на встрече с журналистами в рамках собрания инициативной группы по его выдвижению кандидатом в президенты.

Комментируя это заявление Прохорова, премьер-министр пошутил: «Рыбак рыбака видит издалека. Один олигарх освободит другого». При этом Путин добавил: «Прохоров – человек порядочный, работает эффективно и меценат неплохой. Не жадина, реально помогает искусству и не выпячивает это, что приятно».

Павел Ходорковский приветствовал заявление Прохорова.

«Конечно, я приветствую его заявление, потому что сам Прохоров, будучи бизнесменом, прекрасно понимает суть дела, – сказал он. – Как он сам говорил, он потратил некоторое время, изучая в деталях первый и второй процессы, поэтому, я думаю, этот человек сделал для себя правильные заключения, основываясь на фактах. Я приветствую его заявление о том, что он освободит моего отца, если станет президентом. Остается надеяться на его победу».

«Его политическая карьера находится в начальной стадии, и мне сложно сказать, каковы его реальные шансы на победу на президентских выборах, – добавил Павел Ходорковский. – Как вы помните, после рейда на партию “Правое дело” он на три месяца исчез с политической арены и лишь сейчас вновь появился».

Адвокат Вадим Клювгант заявил в Москве, что его радует внимание к судьбе Михаила Ходорковского со стороны двух кандидатов в президенты.

«Сам факт, что в течение одного дня два потенциальных кандидата президента говорят об этом, – показательный в том смысле, что эта проблема, связанная с судьбой Ходорковского, а значит, и Платона Лебедева, воспринимается в обществе и во власти правильно, – сказал защитник. – Это не проблема только одного человека, она общественно значимая».

История вопроса

Вопрос о помиловании Ходорковского время от времени обсуждается в России. Президент Медведев в июле этого года заявил в интервью газете The Financial Times, что освобождение Ходорковского не опасно для общества. Однако ранее Медведев также заявлял, что процедура помилования предполагает подачу прошения и признание вины самим осужденным. Адвокаты же утверждают, что глава государства может помиловать осужденного без признания вины.

Владимир Путин до сих пор высказывался о Михаиле Ходорковском более жестко. В ходе прямой линии в декабре прошлого года премьер-министр указал, что вина Ходорковского доказана в суде. «Суд у нас, как известно, один из самых гуманных в мире, – сказал он. – И у меня нет оснований не доверять его решению».

«Я, как и известный персонаж Владимира Высоцкого, считаю, что вор должен сидеть в тюрьме», – добавил Путин.

Ранее Путин обвинял Ходорковского в убийствах. Как сообщает портал «Грани.ру», ссылаясь на польского журналиста Адама Михника, отвечая на вопросы журналистов после встречи с участниками дискуссионного клуба «Валдай», Путин заявил: «Это дело судебное, не буду вмешиваться, но у этого человека кровь на руках».

Однако официально экс-глава ЮКОСа и его бывший коллега Платон Лебедев были осуждены за хищение нефти, неуплату налогов и отмывание выручки компании. Год назад по результатам второго процесса Хамовнический суд Москвы приговорил Ходорковского и Лебедева к 14 годам лишения свободы. Позднее Мосгорсуд смягчил им наказание на один год. Оба они своей вины не признают.

XS
SM
MD
LG