Согласно всемирному Рейтингу свободы прессы, ежегодно составляемому международной неправительственной организацией «Репортеры без границ», Россия в настоящее время занимает 162 место из 180 возможных.
Постоянно растущее на протяжении последних двух десятилетий давление на независимые средства массовой информации в России ещ больше усилилось после начала полномасштабной войны страны против Украины.
Большинство оппозиционных Кремлю СМИ были вынуждены «релоцироваться» за границу, что создало дополнительные трудности для их работы, в том числе и из-за затруднения доступа к их контенту российской аудитории. Известный российский журналист Дмитрий Колезев ежемесячно составляет рейтинг YouTube-каналов, вещающих на русском языке. Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» побеседовала с журналистами каналов, входящих в список Top 20.
«Ожидания людей были наиболее острыми после начала войны»
Александр Плющев с 1994 по 2022 год работал на «Эхо Москвы», где вел новостные и авторские программы. В 2022 году он переехал в Вильнюс и в настоящее время занимается развитием собственного YouTube-канала «The Breakfast Show».
В комментарии для «Голоса Америки» журналист подтвердил, что его нынешняя работа коренным образом отличается от того, что он делал на Радио «Эхо Москвы».
«Мы теперь самостоятельный проект и не являемся частью относительно большой радиостанции и не входим ни в какую корпорацию. Сейчас у нас, скорее, блогерская работа, чем журналистская. Хотя внешне может показаться, что все то же самое. Но работа СМИ, входящих в корпорацию, строится несколько по-другому, и в результате этих, казалось бы, небольших расхождений получается разный контент», - признается Плющев.
На Радио «Эхо Москвы» YouTube был небольшой частью общей работы, а сейчас он является сутью деятельности «The Breakfast Show». Радиостанция существовала несколько десятилетий, и у коллектива сложились свои традиции, была отлаженная сетка вещания. «Здесь все по-другому, все с нуля, хотя некоторые из нас используют свою популярность, которую получили работая на "Эхе", но многое делается заново. Но в подготовке нашего утреннего шоу и других программ есть много сходного с тем, что мы делали на "Эхе", это правда», - соглашается журналист.
Александр Плющев также замечает, что созданная однажды структура вещания создает определенные удобства в работе. Например, если есть договоренность с каким-либо экспертом, что он ежедневно дает комментарии по теме, в которой он наиболее компетентен, то остается лишь вечером ему напоминать об этом. «Но существует и определенная гибкость - если происходит что-то экстраординарное, о чем нужно рассказать, то мы вносим изменения в нашу работу. Над нами нет никакого начальства, и мы сами себе хозяева. Я, например, не видел ни у кого из коллег программ, которые выходили бы в преддверие американских выборов, а мы такую программу сделали и набрали приличное количество просмотров. К нам в эфир выходил Дмитрий Быков вместе со своими студентами из Рочестера. Мы опросили студентов, что они думают про выборы, и это понравилось зрителям», - приводит пример Плющев.
На вопрос, каков собирательный портрет аудитории «The Breakfast Show», он заметил, что до 1 августа, когда в России началось замедление YouTube, более 60% зрителей была из России, около 12% - из Украины, а затем шли США, Германия, Беларусь и другие страны.
«Теперь это изменилось, потому что людям приходится пользоваться VPN. Теперь российская аудитория составляет 40–50%, резко увеличилась доля США, подросла она и в Германии. Остальные зрители равномерно распределились по другим странам. Доля мужчин и женщин у нас примерно равная, чуть больше мужчин смотрит отдельные видео. Возрастная аудитория нам досталась в наследство от "Эха Москвы" - примерно 80% наших зрителей старше 40 лет. Конечно, есть и молодежь, но и наша форма подачи и подход к работе, традиционно больше подходит к людям старшего возраста», - рассказывает журналист.
По словам Плющева, с началом полномасштабной войны России против Украины в его работе мало что изменилось. «Потому что “действующие лица” войны, примерно те же, что и раньше. Еще во время работы на "Эхе" я понял, что слушателей интересуют Путин, Сталин и Ходорковский. Причем это было примерно в 2010 - 2013 годах. Под Ходорковским подразумевался оппозиционный деятель, он тогда был политзаключенным №1, а затем его можно было заменить на Навального.
Путин олицетворяет властную политику, Сталин — это советская история, а Навальный - главный оппозиционер, но неофициальное лицо. Сейчас добавились международная политика и Украина, США интересны для нашей аудитории в период выборов», - перечисляет автор «The Breakfast Show».
И добавляет, что повышенный интерес к украинской тематике объясняется тем, что после начала полномасштабного вторжения российской армии у аудитории возник запрос на информацию альтернативную той, которая была у официозной прессы.
А в ответ на вопрос, надолго ли, по его мнению, в России продлится эпоха путинизма, Александр рассмеялся: «Она уже долго. Конечно, ожидания людей были наиболее острыми после начала войны, были шапкозакидательские настроения, от того, что со дня на день произойдет дворцовый переворот и до знаменитого "Путин в холодильнике". Но, как мне кажется, такие ожидания и настроения во многом затихли, и с каждым днем все больше и больше людей привыкают к мысли, что это надолго. Меньше всего иллюзий испытывали уехавшие давно эмигранты, а больше всего иллюзий было у тех, кто уехал в первые недели войны. У остающихся в России - пограничное состояние, как мне кажется - сегодня, вроде, есть надежда, а завтра ее нет. Это самое сложное - жить, балансируя настроением. У меня по общению с нашей аудиторией складывается такое впечатление, и я думаю, что с каждыми днем тех, кто ожидает, что это надолго, будет все больше и больше. И обратите внимание на то, что лидеры оппозиционного мнения опосредованно, между строк говорят о том, что это может быть долгим процессом. Мы ждем окно возможностей».
«Мы остаемся телеканалом про Россию»
Одним из лидером русскоязычного политического сегмента YouTube является канал «Дождь». Он возник в конце апреля 2010 года как телевизионный проект, и поначалу в сетке его вещания было много развлекательного и просветительского контента.
Но с началом полномасштабного вторжения российской армии в Украину основную часть вещания «Дождя» составляют программы политического характера.
Подобно командам большинства неподконтрольных Кремлю СМИ, редакция «Дождя», работавшего к тому времени исключительно в интернете, была вынуждена покинуть Россию. Сотрудники канала переехали вначале в Латвию, а затем в Нидерланды, где имеют лицензию на вещание в кабельных сетях и на You Tube.
Журналистка и ведущая «Дождя» Полина Милушкова в разговоре с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» рассказала, что порядка 70% зрителей находятся в России. «Эта цифра начинает немного меняться из-за блокировок, но не потому, что людей становится меньше, а потому что они смотрят через VPN. Далее идут Украина и Беларусь, потом равномерно распределены европейские страны, США, Канада и Израиль. Это наши основные аудитории», - отметила она.
И напомнила, что в 2020 году была огромная аудитория из Беларуси, потому что журналисты освещали тогда акции протеста. Когда началась полномасштабная война, значительно прибавилось зрителей в Украине. А после событий 7 октября 2023 года - израильская аудитория.
На вопрос, каков собирательный портрет типичного зрителя канала, Полина ответила, что ее коллегам казалось - «Дождь» всегда ассоциировался с молодежью, вне зависимости от пола. «Но оказалось, что наш зритель — это мужчина, возрастом ближе к 50-ти, житель городов-миллионников. Это не всегда Москва, это Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск и другие крупные города», - пояснила она.
20 августа 2021 года Минюст РФ внес телеканал «Дождь» в реестр СМИ — «иностранных агентов». Позже «Дождь» был внесен и в список «нежелательных организаций».
Полина Милушкова свидетельствует, что это очень мешает работе: «Мы остаемся телеканалом про Россию, мы говорим на русском языке, наш контент направлен на Россию и довольно сложно не взаимодействовать с россиянами, чтобы этот контент сделать. Но, как мы знаем, сотрудничество с "Дождем" может теперь караться вплоть до уголовного преследования, поэтому главная проблема – взаимодействие с людьми на территории России. Это и эксперты, и очевидцы».
И приводит пример: «Происходит наводнение в каком-то регионе, хочется поговорить с людьми, которые находятся на месте. Но теперь мы с ними говорим только анонимно, что тяжело для телеканала. Потому что в тексте это сделать проще – пишешь "имя изменено" и можно взять много информации. А так как мы работаем на телевидении, то нам важно, чтобы были лица, потому что, если ты не видишь лица человека, есть ощущение, что он немного выдуманный. Поэтому мы стараемся взять хотя бы аудиозаписи, но это тоже не всегда безопасно. Нам приходится брать интервью, делать расшифровку, заверяем цитаты, которые мы берем у собеседника и далее озвучиваем нашими голосами».
Кроме того, значительно сузился круг людей, с которыми журналисты могут разговаривать, поскольку эксперты опасаются иметь дело с «иноагентами» и «нежелательными организациями», из-за возможного возбуждения уголовных дел.
В России увеличивается количество тех, кто использует VPN. «Дождь» сделал свою систему обхода блокировок под названием «Поток». Однако, Полине Милушковой не кажется, что аудитория канала сильно растет после начала блокировок, как, впрочем, и у конкурентов «Дождя».
«Мы падаем по просмотрам, потому что не все люди могут освоить какие-то инструменты вроде VPN и расширений. Это действительно не очень просто. У нас есть свое расширение, но оно работает не филигранно и позволяет смотреть YouTube без замедления несколько часов в день. Это немного, потому что кроме "Дождя" люди хотят посмотреть еще что-то. В среднем люди смотрят YouTube в России примерно по 2 часа в день, и мы еле помещаемся», - признает она.
Тем не менее, использование VPN позволяет сотрудникам канала зарабатывать несколько больше, чем раньше. «Понятно, что это срабатывает в первые несколько месяцев, когда все резко включили обход и мы это сразу почувствовали. И VPN сейчас – главные рекламодатели, только у нас последние недели рекламировалось 3 разных VPN, и все, у кого есть реклама, также размещают именно такую. Так что аудитория не расширяется и наша задача, чтобы она не падала по техническим причинам», - подытоживает Полина Милушкова.
«Возможно, мы правила игры понимаем лучше, чем некоторые наши конкуренты»
Руководитель информационной службы YouTube канала «Ходорковский Live» Василий Азаров признается что с момента, когда Кремль начал подтормаживать YouTube на территории Российской Федерации, часть аудитории канал потерял. «Часть освоила механизмы обхода блокировок и смотрит нас через VPN. Но технически это устроено таким образом, что мы не можем корректно определить, из каких стран нас смотрят. Не раскрывая деталей и цифр, можно сказать с уверенностью, что больше половины нашей аудитории – российская», - отметил Азаров в разговоре с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».
Успех канала «Ходорковский Live» он объясняет совокупностью факторов, на часть которых его коллеги могут как-то повлиять, а другая часть, очевидно, соответствует запросам аудитории.
«Когда вы работаете в информационном вещании и в течение дня выдаете несколько единиц контента схожей тематики, вы так или иначе наблюдаете тренды. Какие-то темы вызывают больше интереса, какие-то меньше, что-то "выстреливает" вначале, затем идет на спад, другое держится дольше, но потом, как правило, все равно затихает. Это метод проб и ошибок и постоянное наблюдение за реакцией нашей аудитории на тот или иной контент», - поясняет Азаров.
И продолжает: «Не секрет, что зачастую в информационном вещании вы выбираете темы по принципу "все побежали, и я побежал" - кто-то из коллег подхватил какую-то тему, начал ее разгонять. И даже если тема не столь существенна по смыслу, но с точки зрения хайпа, если вовремя ей воспользоваться, ее подсветить, это может принести свои результаты. А в остальном из инструментов, скажем, раскрутки — это вполне базовый набор: работа с заголовками, описаниями, оформлением и наполнением контента, работа с обложками. И в обложке действительно может заключаться до 90% успеха вашего материала, даже если внутри абсолютный шедевр, эксклюзив и что угодно, но если обложка не зашла, то ваш материал, к сожалению, потонет».
Для борьбы с замедлением YouTube в России, по мнению собеседника «Голоса Америки», есть два главных инструмента. Первый - постоянное напоминание аудитории о методах обхода блокировок, а именно - хороший, качественный VPN, без которого человек, желающий получить информацию из разных источников, в России обходиться уже не может.
И во-вторых, многие не зависящие от Кремля СМИ после возможного отключении или замедлении YouTube в России, начали задумываться о переходе на такие мессенджеры, как телеграм
«Лично я не считаю телеграм полноценной заменой YouTube. И если сам телеграм не захочет стать видеохостингом, он не станет заменой YouTube. Но это, если угодно, вполне рабочий "костыль" на случай, если кто-то из нашей аудитории по какой-то причине не захочет или не сможет установить себе VPN. Мы достаточно давно сделали телеграм-канал, о котором всегда всем напоминаем. Ссылка на него стоит в описании к каждому нашему видео и туда просто дублируется весь наш контент», - рассказывает Василий Азаров.
На вопрос, в чем, по его мнению, заключается особенность YouTube канала «Ходорковский Live», позволяющая ему удерживать достаточно высокие позиции по отношению к конкурентам, он ответил: «Мы работаем на этой площадке, играем по ее правилам и играем, кажется, хорошо. Возможно, часть нашего успеха заключается в том, что мы эти правила игры понимаем лучше, чем некоторые наши конкуренты. Когда ты сидишь на русскоязычном политическом YouTube, иногда может сложиться ощущение, что ты читаешь газету "Жизнь" (российская бульварная газета, выходящая с августа 2008 года - А.П.). А моя позиция как руководителя информационной службы, в прошлом руководителя другого “продакшн” на YouTube, что заголовок в стиле газеты "Жизнь" можно написать стыдно, а можно написать не стыдно.
Я вижу нашу задачу в том, чтобы написать действительно громкий, привлекательный, иногда провокационный заголовок, который привлечет аудиторию к нашему видео. Этот заголовок, безусловно, никак не должен вводить в заблуждение, также как и визуальный ряд на обложке и внутри программы. Эта часть журналистских стандартов с нами все еще, я хочу надеяться, живет. Но если мы заставили широкую аудиторию посмотреть содержание, что находится под этой обложкой, в 100% случаев мы транслируем абсолютно серьезные, нужные и правильные ценности».
И в конце разговора Василий Азаров подчеркнул главный принцип работы СМИ, информационную службу которого он возглавляет: «Как говорит человек, имя которого носит наш канал, наши три главные политические максимы - война преступна, режим нелегитимный, Украина в границах 1991 года».
Форум