Целый букет новых художественных выставок предлагает в эти предрождественские дни Метрополитен-музей в Нью-Йорке. Самая крупная и необычная из них – экспозиция под названием «Повествование в японском искусстве». Она продлится до 6 мая будущего года.
Недавно вступивший в должность куратора японского раздела Метрополитен-музея Джон Карпентер не скрывает гордости за эту выставку, которую он считает самой значительной в своем роде за всю историю музея. Да, уточнил он на пресс-показе, 25 лет назад часть этой коллекции свитков и ширм выставлялась в Нью-Йоркской публичной библиотеке, но не в таком объеме.
«У нас не было необходимости обращаться к японским музеям и коллекциям, – сказал Джон Карпентер в интервью «Голосу Америки». – Мы формировали выставку своими силами, с помощью американских партнеров, в первую очередь, Нью-Йоркской публичной библиотеки, где хранится превосходная коллекция японских свитков. Наш музей владеет двумя самыми ценными свитками средневекового периода, которые превосходят аналогичные вещи, хранящиеся в Японии».
По словам Карпентера, выставка не будет путешествовать ни по Америке, ни за рубежом. Уязвимость и хрупкость материалов и красок, из которых изготовлены свитки и ширмы, столь велика, что экспонаты будут подвергаться ротации уже в феврале. По этой же причине в залах выставки царит полумрак. Яркий свет пагубен для нестойких пигментов, которые в былые времена использовали японские мастера.
Карпентер представил журналистам куратора выставки Масуко Ватанабе, которая изучает древнее японское искусство нарратива всю жизнь и посвятила ему докторскую диссертацию. «Добро пожаловать в мир японской драмы!» – торжественно провозгласила госпожа Ватанабе и показала на самые ценные «эмакимоно», то есть горизонтальные свитки с изображениями и текстами, и на затейливые ширмы, украшенные различными религиозными, батальными, пейзажными и бытовыми сюжетами.
В экспозиции представлены более 60 живописных работ, относящихся к периоду с 12-го по 19-й век. Это чудесные приключения бесстрашных мифических персонажей, сражения враждующих самурайских кланов, реальные животные и воображаемые чудища, величественные виды природы. Как отметила Ватанабе, многовековая изобразительно-повествовательная традиция продолжилась и в наши дни – достаточно назвать комиксы манга и различные стили японской анимации.
Работы таких великих итальянских мастеров, как Джованни Беллини и Витторе Карпаччо, вошли в подборку из примерно 50 картин и рисунков, составивших экспозицию ренессансной живописи Венеции конца 14-го – начала 16-го веков. Сюжеты преимущественно религиозного содержания демонстрируют процесс перехода венецианских мастеров от стиля поздней готики к стилю Высокого Возрождения. В этом на Венецию сильно повлияли художественные школы Флоренции и Падуи. Выставка предлагает сравнение двух главных венецианских династий живописцев того времени – семей Беллини и Виварини. Выставка открыта до 5 февраля 2012 года.
Впервые за почти столетие Метрополитен-музей выставляет большую коллекцию викторианских «электротипов», то есть факсимильных копий металлических декоративных изделий, приобретенных музеем в 70-80 годы 19-го века. До 22 апреля будущего года, когда выставка закроется, посетители смогут полюбоваться примерно сотней изумительной красоты сосудов, тарелок и других предметов. Видное место среди них занимают копии так называемых «русских сокровищ», то есть жемчужин собраний декоративных изделий музеев Кремля, Эрмитажа и русских монастырей.
А вот небольшая выставка из собрания Матильды Геддингс Грей составлена исключительно из подлинных шедевров работы ювелира Петера Карла Фаберже и его мастерской. Филантроп и богатая наследница из Луизианы, Грей (1885-1971) приобрела первую вещь работы Фаберже в 1933 году. Будучи человеком с тонким вкусом, она собрала коллекцию ювелирных изделий Фаберже, которую эксперты считают одной из лучших в мире. Недавно Метрополитен-музей получил ее во временное пользование. Несомненно, привлекут внимание уникальные работы «Корзинка с лилиями» и три пасхальных яйца, заказанные Фаберже царской семьей Романовых. В Нью-Йорке они не выставлялись на публичное обозрение с 2004 года. Ранее эти раритеты показывались лишь в Новом Орлеане, Нэшвилле и Ричмонде.
Впервые в музее выставлен в эти дни шедевр средневекового рукописного искусства – Еврейская Библия из Лиссабона. Раритет, поступивший на временное хранение из собрания Национальной библиотеки Португалии, дает редкую возможность познакомиться с высоким мастерством еврейских переписчиков и иллюстраторов 13 века. Как считают эксперты, Библия создана в период с июля 1299 года по май 1300 года в испанском городе Сервера. Ее иногда называют «Библией из Серверы». Страницы древнего фолианта с разрешения лиссабонской библиотеки будут переворачивать раз в неделю. Так что у завсегдатаев музея есть шанс увидеть многие уникальные иллюстрации.