Далеко не всем нравится, когда создатели фильмов допускают заведомые отклонения от исторической правды. Англичанин Бен Паркер (Ben Parker) снял квазиисторический триллер «Погребение» (Burial), который построен на вымышленной версии судьбы останков Адольфа Гитлера.
2 сентября дистрибюторская и прокатная компания IFC, которая специализируется на авторском и независимом кино, выпускает картину «Погребение» в отдельных кинотеатрах Америки, включая центр IFC в Нью-Йорке, в стриминговые сети и «видео по заказу» (VOD).
Май 1945 года, последние дни войны. Группе советских солдат, в которую входит бесстрашная разведчица Брана, поручена важная секретная миссия. Тайным приказом Сталина им поручено доставить труп фюрера, помещенный в деревянный ящик, в Москву. По пути следования на грузовик миссии нападают разрозненные части гитлеровских войск. В какой-то момент им предстоит сражаться с «вервольфами» и ценой жизни не допустить, чтобы груз попал в руки нацистов.
Брану, ключевую участницу секретной миссии, играет испано-британская актриса и модель Шарлотт Вега. В пресс-материалах к фильму 28-летняя актриса признается, что была удивлена важной ролью, которую играли женщины в Cоветской армии в годы Второй мировой войны. Готовясь к роли, она прочитала материалы о советских женщинах-снайперах и о летчицах авиационного полка «Ночные ведьмы», а также документальную книгу Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо».
«Все эти женщины воевали, - говорит она, - но, когда возвращались домой, их третировали, приказывали помалкивать и скрывать правду».
Анну, так в поздние годы зовут Брану, играет 71-летняя британская актриса кино, театра и ТВ, обладательница множества наград Харриет Уолтер. В других ролях – Дэвид Александер Паркер, Дэн Скиннер, Барри Уорд, Билл Милнер, Кристьян Укскула, Том Фелтон и Эстер Кунту.
«Это фильм об опасностях сокрытия правды и о цене лжи, - говорится в заявлении режиссера для прессы. - История показывает, что война может сделать монстра из каждого человека. Но она создает и героев, которых, увы, слишком быстро забывают».
Британский режиссер и драматург Бен Паркер живет в Норт-Лондоне. Его дебютный фильм, «Камера» (The Chamber), саспенс-триллер с Йоханнесом Кунке («Форс мажор») рассказывает о том, как небольшая подлодка пытается достать американский военный дрон с океанского дна у берегов Северной Кореи. Фильм показывался в США (в том числе на Amazon Prime) и Великобритании, а также на многих кинофестивалях.
Режиссер Бен Паркер ответил на вопросы корреспондента Русской службы «Голоса Америки» по сервису Zoom.
Олег Сулькин: Бен, вопросы к вам у меня появились сразу же в первые минуты просмотра фильма. Мы знаем, - и это документально подтверждено многочисленными экспертизами и свидетельствами, - что Адольф Гитлер покончил жизнь самоубийством в своем берлинском бункере 30 апреля 1945 года, а затем тела его и Евы Браун были сожжены во дворе бункера. У вас же труп фюрера отправляют в Москву. Почему вы решили переписать историю?
Бен Паркер: Иногда мне казалось, что это ужасно – переписывать историю. Нет, мне не хотелось ничего приукрашивать. Но есть такая штука, как развлечение. Смотрите, как это эффектно, - челюсть и зубные останки фюрера хранятся в сигарной коробке, а обгорелый труп помещен в деревянный ящик, который советский спецназ тайно везет в Москву по личному приказу Сталина.
О.С.: Что побудило вас взяться за эту тему?
Б.П.: Я работал над другим сценарием, о генерале Андрее Власове (советский военачальник, в ходе войны перешедший на сторону нацистской Германии. Казнен в 1946 году по приговору Военной коллегии Верховного Суда СССР. - О.С.). В процессе работы я читал книгу «Против Сталина и Гитлера» (книга Вильфрида Штрик-Штрикфельдта, вышедшая в 1970 году. – О.С.). В примечаниях рассказывалось о том, как умер Гитлер, как его останки сначала закопали, а потом снова вырыли. Меня вся эта история очень заинтересовала. Я наткнулся на имя Елены Ржевской. Она была лейтенантом советской армии и принимала участие в расследовании обстоятельств самоубийства Гитлера, о чем и написала в увлекательной книге. В примечаниях к ней я прочитал, что в какой-то момент Сталин захотел, чтобы труп Гитлера был доставлен в Москву. Я обнаружил разночтения в версиях смерти Гитлера и судьбы его останков. И сегодня существуют конспирологические теории, в том числе о выжившем Гитлере, которому якобы удалось бежать в Аргентину или Испанию.
О.С.: Я вспомнил, что поначалу не мог принять дерзкое переписывание истории войны и нацизма Квентином Тарантино в его «Бесславных ублюдках». Что-то во мне протестовало против такой вольной трактовки. Но со временем я смирился с таким подходом, характерным сегодня для исторического фэнтези. Борьба Добра со Злом может в кино приобретать самые разные формы, включая комиксы в стиле «Марвел».
Б.П.: Чтобы добиться шокового эффекта, я сделал останки Гитлера узнаваемыми. Ты смотришь на людей, которые открывают ящик, и видишь потрясение на их лицах. Я также добавил столкновения советского спецназа с войсками «вервольф» (немецкое ополчение для ведения партизанской войны в тылу войск противника, созданное в самом конце Второй мировой войны. – О.С.). “Вервольф” значит оборотень, и это оправдывает их появление в фильме ужасов. Они в фильме действуют довольно активно, что также можно считать вольным допущением во имя развлечения и саспенса.
О.С.: Давайте на минуту согласимся с версией вашего фильма о том, что труп Гитлера специальное подразделение Cоветской армии везет в Москву по секретному приказу Сталина. У вас грузовик сопровождает менее взвода солдат. В реальности это была бы колонна машин, рота или полк спецназовцев, а то и бронепоезд в сопровождении истребителей. Шутка сказать, приказ Сталина...
Б.П.: Тут другая логика. НКВД предпочитал полную секретность и никакой шумихи. Они понимали, какой эффект может произвести то или иное официальное сообщение об останках фюрера на тех, кто еще продолжал боевые действия против войск союзников.
О.С.: В истории Второй мировой войны еще много белых пятен. Как вы думаете, почему?
Б.П.: Во время войны Советский Союз и США были союзниками. Но когда после завершения войны наступила эра холодной войны, многие ее документы были засекречены. Потрясающе интересно сейчас, по прошествии многих лет, погружаться в ее детали.
О.С.: Что-то вас лично связывает с Восточной Европой и Россией?
Б.П.: Когда я был моложе, я много путешествовал. В Чехии изучал материалы о Власове. Одна из пока неосуществленных затей – путешествие по Транссибирской железной дороге. Я одержим российскими народными сказками. Любимая – про Бабу-Ягу.
О.С.: Один из героев фильма говорит: война закончилась! На что другой персонаж ему возражает: нет, война еще не закончилась! И, действительно, смотрите, война в Европе в полном разгаре, в Украине гибнут люди, страшная трагедия разворачивается у всех на глазах. Что вы об думаете? И как эта война повлияет на кино, на выбор тем и подходов?
Б.П.: Меня раздражает и возмущает, когда какие-то детали о войне (в Украине) не сообщаются или перевираются. Первой войной, которую нельзя было скрыть от людей, стал Вьетнам. Сегодня мы видим, что происходит, в режиме реального времени. Хорошо, что мир все видит и стремится помочь жертвам агрессии. Меняет ли война ситуацию в культуре? Я рос в 80-е годы, когда все злодеи в голливудских фильмах были русские. Сегодня ситуация может повториться, только не в грубой черно-белой интерпретации, а с более тонкими нюансами. Вообще-то я не уверен, в каком направлении все будет развиваться
О.С.: Как проходил кастинг? Где шли съемки?
Б.П.: Локейшн искали в Уэльсе, Польше, Болгарии и Чехии. Но остановились на Эстонии с ее красивыми лесными пейзажами и очаровательной столицей Таллинном. Мы стремились заполучить актеров, которые могли стать органичными и убедительными на экране. У нас занято много эстонских актеров, а на роли русских мы пригласили британских актеров. Так что эстонцы сыграли немцев, а британцы – русских.
О.С.: Что вы можете сказать об Эстонии?
Б.П.: Эстония – очень приятная страна. Мы туда дважды приезжали еще до съемок для поиска локейшн. Я вырос в холмистой местности, а в Эстонии очень равнинный ландшафт. Люди очень доброжелательные. Значительная часть населения – русскоязычные, так что знание русского языка там может пригодиться. У нас снимались два русских актера, и нам они помогли скорректировать кое-какие жизненные детали.
О.С.: В самом начале сентября фильм выходит к американскому зрителю. А вы его уже показывали на публике?
Б.П.: Пока нет. Только актерам и съемочной группе. Сейчас одновременно с релизом в США, «Погребение» покажут в Лондоне на кинофестивале. Надеюсь, его увидят и в Эстонии.
О.С.: В самом начале фильма вы перебрасываете мостик из 1945 года в 1991–92. Вместе с героиней Анной, постаревшей участницей той секретной миссии, мы видим на экране телевизора Горбачева и Ельцина, волнения в Москве. К Анне в дом вламывается молодой неонацист, который уверен, что эта русская старушка знает что-то о судьбе останков Гитлера. Можно ли считать, что этот эпизод призван символизировать опасность возрождения нацизма? И кто, кроме фанатов жанра хоррор, на ваш взгляд, может заинтересоваться вашей картиной?
Б.П.: Мои отец, дедушка и мой дядя все военные. Думаю, им фильм будет интересен. Дискуссия - полезная вещь. Пусть неонацисты поспорят со мной, и я с удовольствием повторю им, что Гитлер мертв и мертва его ужасная идеология.