В 1960 году Верховный суд США объявил неконституционной практику расовой сегрегации в автобусах дальнего следования и на автобусных станциях. Но в южных штатах это решение практически ничего не изменило. Афроамериканцы, отважившиеся занять в автобусах места, обозначенные «только для белых», рисковали жестокими побоями ревнителей «расовой чистоты».
В мае 1961 года смешанная группа молодых активистов борьбы за гражданские права решила бросить вызов расизму, проехав на рейсовом автобусе от Вашингтона до Нового Орлеана. Это был первый «рейд свободы», которому было суждено войти в историю.
Как вспоминает один из участников этой акции – Реймонд Арсено, – не только близкие и родные, но и пожилые участники борьбы с расизмом отговаривали их от этой затеи: «Нам говорили, что мы устраиваем ненужную провокацию, что гораздо эффективней действовать судебными методами, подавая иски против конкретных лиц и конкретных фирм. Но мы твердили “свободу – сегодня, а не завтра“. Мы были готовы ко всему».
Первая группа села в автобус линии Greyhound на Вашингтонском автовокзале утром 4 мая. Активисты, юноши и девушки, планировали провести по пути несколько митингов и прибыть в Новый Орлеан две недели спустя. Все молодые люди были обучены технике ненасильственного сопротивления, разработанной Махатмой Ганди и усовершенствованной Мартином Лютером Кингом.
«Мы были очень хорошо одеты – в белоснежных накрахмаленных рубашках, отутюженных костюмах. Мы знали, что привлечем внимание прессы, и хотели выглядеть контрастом к белым хулиганам, которые будут нападать на нас», – рассказывает Арсено.
Рейдеры свободы не сомневались, что их ждут нелегкие испытания. Нынешний конгрессмен Джон Люис был жестоко избит на остановке в Южной Каролине. А в Алабаме пассажирам стало совсем тяжко. В Бирмингеме их атаковала группа белых, вооруженных дубинками и цепями – на глазах полицейских, которые подзуживали погромщиков. В Аннистоне в автобусе прокололи шины. Затем на пустынном участке автобус забросали факелами.
Пассажиры едва успели выбраться из горящего салона. Многие наглотались дыма и долго не могли придти в себя. Было решено, что дальше ехать слишком опасно; активисты купили билеты на самолет и отправились в Новый Орлеан по воздуху.
Но в день, когда их автобус запылал на шоссе, другая группа рейдеров свободы выехала из Теннеси рейсом через Алабаму и Миссисипи. Администрация Кеннеди, опасаясь, что новые акты насилия навлекут позор на американское правительство перед первым саммитом президента с советским лидером Хрущевым, договорилась с властями Миссисипи, что те обеспечат рейду полицейскую охрану.
Однако власти оставили за собой право ареста пассажиров в случае нарушения законов штата. Так, Джоэн Мулхоллан, который в то время едва исполнилось 19 лет, оказалась в камере местной тюрьмы еще с десятком единомышленников. «Нас обвинили в том, что наше поведение провоцировало местных жителей на акты насилия», – вспоминает она.
Подобный произвол вызвал возмущение во многих штатах, и весной того же 1961 года около сотни рейдеров свободы отправились на Юг. Они заходили в закусочные и садились на места для белых, пользовались сегрегированными питьевыми фонтанчиками и другими «привилегиями», рассказывает Арсено:
«Все мы в какой-то момент жизни говорим себе – “А что я один могу сделать?” Рейды свободы дали ответ на это. Они показали, что человек – не пушинка во власти социально-экономической стихии. Бывают моменты, когда ты должен встать и назвать себя. Вот почему наша автобусная поездка стала классикой».
50-летие первого рейда свободы будет отмечаться всю весну и лето 2011 года, включая автобусные поездки белой и афроамериканской молодежи по маршруту Вашингтон – Новый Орлеан, вошедшему в историю.
В мае 1961 г. группа активистов бросила вызов расовой сегрегации