Линки доступности

К чему ведет крах пригожинской «империи»?


Почти половины (46%) респондентов признают критику Минобороны со стороны главы ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина, обоснованной, несмотря на организованный Пригожиным мятеж. Защитников у оборонного ведомства существенно меньше - около трети из общего числа опрошенных.

Об этом свидетельствуют результаты свежего исследования «Левада-центра».

Согласно опросу, последние события не затронули рейтинг президента России Владимира Путина, но снизили уровень общественной поддержки главы Минобороны Сергея Шойгу. При этом также заметно ухудшилось отношение к главе ЧВК, к которому до мятежа одобрительно относились 58% россиян.

Российским налогоплательщикам содержание «частной военной компании» обошлось более чем в 800 млрд. руб. Об этом в своей программе рассказал телепропагандист Дмитрий Киселев.

Президент США Джо Байден ранее затруднился сказать, насколько пригожинский бунт ослабил позиции Владимира Путина. Однако, как отметил американский лидер, Путин явно проигрывает войну в Украине и «войну у себя дома», и он стал «изгоем» во всем мире.

Между тем накануне контролируемые Пригожиным телеграм-каналы сообщили о приостановке набора наемников сроком на один месяц. Мотивировка – «временное неучастие» в боевых действиях в Украине и переезд вагнеровцев «на квартиры» в Беларусь. Ранее в российских городах повсеместно начали демонтировать билборды с объявлениями о найме в ЧВК «Вагнер».

Все это породило волну слухов и грядущей военной мобилизации в стране. Мнения по этому поводу разные. Глава комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов полагает, что необходимости в мобилизации нет ни сегодня, ни в обозримом будущем. Но среди депутатского корпуса существует и противоположная точка зрения.

Это признак хаоса, продолжающегося в России с момента пригожинского мятежа, думает социальный психолог Алексей Рощин. По его мнению, совершенно непонятно уже одно то, почему набор в мятежную организацию приостанавливается на месяц, а не запрещается вовсе.

«Кроме того, возникает вопрос, почему это не было сделано как минимум на неделю раньше, когда бунт сошел на нет, – добавил он в интервью Русской службе «Голоса Америки». – Это сама по себя странная вещь, которая выдаёт двойственность в отношении российского руководства не только непосредственно к ЧВК «Вагнер», но и ко всему тому, что произошло».

С одной стороны, начаты весьма осторожные и даже «боязливые» репрессии против Пригожина, Вагнера и других мятежников, констатировал Алексей Рощин: «В их адрес также сыплются угрозы, но тоже боязливые. Это еще одно проявление российского абсурда, который сейчас царит повсюду. С другой стороны, отчасти само же руководство понимает, что если полностью разгонять и запрещать «Вагнер», то это будет сродни тому, чтобы резать курицу, которая, по признанию властей, несла им золотые яйца – в смысле того, что это самые боеспособные части российских войск».

Таким образом, Кремль находится в позиции Буриданова осла, когда не могут дать ни одного ответа на вопрос, как быть дальше, продолжил социальный психолог: «Особенно это щекотливо выглядит в нынешних условиях, когда российская армия находится совсем не в блестящем положении на украинском фронте, с трудом обороняясь и неся потери в живой силе в ходе наступления ВСУ. Отсюда всеобщий разброд и шатания. Вообще, мятеж Пригожина вызвал скандал такой силы, что любое правительство в нормальной западной стране не устояло бы. А тут всё как с гуся вода».

В то же время Алексей Рощин с сомнением относится к перспективе введения очередного этапа мобилизации. «Это крайне не популярная в народе мера. К тому же, похоже, самая главная проблема властей сейчас не в том, чтобы набрать достаточное количество «штыков», а в том, чтобы более-менее обеспечить их всем необходимым – экипировать и вооружить», резюмировал он.

ЧВК «Вагнер» больше не будет при всех раскладах, уверен оппозиционный российский политик Геннадий Гудков. На его взгляд, в том виде, в каком структура существовала, её уже де-факто нет.

«Может быть, останется одно или несколько подразделений, которые будут условно называться «Вагнер», но это ничего не меняет, – уточнил собеседник «Голоса Америки». – ЧВК станет частью российской армии, в как самостоятельная наемническая структура «Вагнер» приказала долго жить. Поэтому, будет там проводиться набор или не будет, по сути это ничего не меняет (в новые штурмовые роты «Шторм Z» по контракту с Минобороны также продолжают набирают зэков и людей с судимостью. Ну а судьба пригожинской компании решена».

Вместе с тем политик полагает, что пока есть возможность, второго этапа мобилизации в России будут избегать: «Решать это будут на самых верхах в зависимости от ситуации на украинского фронте. Всеобщая мобилизация крайне непопулярная мера, поэтому тянуть с ней будут до последней возможности. Будут верить в чудо – в то, что Запад не поставит Украине в необходимых объёмах нужного оружия, в святые иконы и так далее. Но когда дела пойдут швах, все сантименты отбросят в сторону и начнут набирать «пушечное мясо», чтобы спасти положение, оттянуть момент расплаты. По-иному путинская армия воевать не может».

А всё дискуссии в Госдуме на эту тему – ни о чем, подчеркнул Геннадий Гудков. «Мнением депутатов никого в данном случае не интересует. Возможно, требовалось прокачать общественное мнение, попробовать узнать, что думает на этот счет население. Хотя тут, как мне представляется, всё очевидно: народ воевать не хочет ни под каким соусом, а тем более под тем обоснованием, какое официально предложил Путин», – заключил политик.

В свою очередь, приглашенный научный сотрудник Школы Флетчера, Университет Тафтса (Pavel Luzin, Fletcher School of Law and Diplomacy, Tufts University) Павел Лузин в комментарии «Голосу Америки» охарактеризовал общую ситуацию в России после мятежа Пригожина как «Чапаев и Пустота» – по названию известного романа Виктора Пелевина. При этом политолог согласен, что точка зрения депутатов Госдумы на перспективу введения нового этапа мобилизации в стране мало кого интересует.

«Что касается контрактников, то набирать их получается в те виды и рода войск, откуда не отправляют на войну. На фоне слухов о том, что новая волна мобилизации будет (и эти слухи, среди прочего, распускаются на местах военкомами), эти виды и рода войск воспринимаются как убежище. Но в основном все победные реляции о набранных контрактниках – это речь о принудительно перезаключаемых контрактах, которые истекли за прошедшие 10 месяцев. Люди не смогли уволиться, их статус в армии не ясен – вот их и принуждают заключать новые контракты», – считает Павел Лузин.

Форум

XS
SM
MD
LG