В 2024 году Республика Беларусь привлекала внимание мировых СМИ сообщениями о продолжавшемся преследовании режимом Александа Лукашенко всех, кого режим подозревает в нелояльности, а также агрессивными маневрами и угрозами в адрес стран Запада риторикой в рамках так называемого “союзного государства” с Россией. В свою очередь, госпропаганда пыталась выдать за акт милосердия несменяемого диктатора освобождение нескольких тяжело больных оппозиционеров, сроки заключения которых по сфабрикованным обвинениям и без того истекали в считанные недели.
О том, чем еще был отмечен уходящий год для жителей Республики Беларусь, корреспондент Русской службы «Голоса Америки» побеседовала с белорусскими экспертами.
«Он хочет провести спокойные "выборы" в которых не заинтересована Россия»
Политический аналитик Дмитрий Болкунец называет одним из главных событий уходящего года то, что Беларусь не была напрямую втянута в войну России против Украины, то, что война не пришла пока на территорию Беларуси, в которой все-таки сохраняется гражданское сопротивление.
«Заслуга общества здесь в том, что существует понимание реальности в стране и мониторинг той обстановки, которая есть в общественном мнении внутри Беларуси, со стороны различных официальных и неофициальных источников. И лица, принимающие решения, видят, к чему это может привести», - подчеркнул Болкунец в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».
Парадоксальным образом, по мнению эксперта, в какой-то степени это заслуга и самопровозглашенного президента, который не может не учитывать, что белорусский народ будет очень жестко сопротивляться участию Беларуси в войне. «Потому что если в Беларусь поедут гробы, то это будет иметь фатальные последствия для Лукашенко, для его семьи и может привести уже к горячему противостоянию внутри страны», - поясняет он.
Важным событием для Беларуси Болкунец считает то, что Лукашенко все же был вынужден пойти на освобождение части политзаключенных. «И, несмотря на то, что репрессии продолжаются, людей, которые находились в белорусских тюрьмах с 2020 года, начали отпускать. Из тревожных синдромов я бы отметил высокие риски, сохраняющиеся в Беларуси, потому что Лукашенко и Путин могут все-таки предпринять какие-то действия по развязыванию конфликтов против соседних государств. И все заявления про "Орешник" и ядерные ракеты - это печальные синдромы, которые указывают на то, что они могут пойти на эскалацию какого-то серьезного конфликта», - допускает Дмитрий Болкунец.
В условиях существующей неопределенности и многообразия факторов, которые могут повлиять на обстновку в стране и вокруг нее, прогнозы на целый год делать довольно сложно. «Однако я предполагаю, что на "выборах" 26 января Лукашенко будет себе рисовать поддержку в 90%, а то и больше процентов. Он хочет провести спокойные "выборы" в которых, замечу, не заинтересована Россия. Она не заинтересована в том, чтобы это "электоральное мероприятие" прошло настолько спокойно, что открылся бы канал коммуникации с Западом. Я полагаю, что Кремль предпримет какие-то действия, чтобы Лукашенко остался бы примерно на том же уровне отношений с Западом, который существует, а то и ниже.
Это говорит о том, что Кремль может в январе предпринять в Беларуси действия радикального характера, но может быть, что это делает и сам Лукашенко. Есть ряд проблем, которые просматриваются, и они могут иметь очень тяжелые последствия для Беларуси именно в период выборов. Поэтому лучшая тактика для тех, кто находится внутри страны, в этих "выборах" не участвовать», - считает политолог.
Касаясь международной повестки дня, Дмитрий Болкунец отмечает, что важная позиция в ситуации будет завязана на действия новой Администрации в Белом доме. Вероятна какая-то развязка по завершении войны в Украине. Вопрос - какие жертвы и какие уступки будут или не будут приняты, но это будет важным сигналом, потому что от того, как будет завершена или продолжена война в Украине, будет зависеть и ситуация в Беларуси.
«Он не видит человека, которому мог бы передать бразды правления»
Политический аналитик независимого белорусского информационного агентства «Позiрк» Александр Класковский с сожалением констатирует, что для белорусов, которые хотят демократических перемен в своей стране, никаких перемен к лучшему в уходящем году не произошло.
«Напротив, Лукашенко зацементировал внутриполитическую ситуацию, продолжаются репрессии, в обществе поддерживается высокий уровень страха. Человека могут посадить за решетку за "лайк" так называемого "экстремистского контента" в социальных сетях. Люди отписываются от Telegram-каналов, от независимых СМИ, которые работают сейчас в эмиграции. В этом плане все мрачно, и часть политических аналитиков говорит, что режим из авторитарного превращается в тоталитарный», - считает политолог.
По оценке Александра Класковского, Лукашенко провел репетицию своего запланированного на январь 2025 года переназначения на седьмой президентский срок еще в феврале уходящего года - во время так называемого «Единого дня голосования», когда прошло голосование за депутатов местных советов и Палаты представителей. И эту процедуру можно рассматривать как утверждение «списка лоялистов». Белорусские силовики рассматривали это событие тогда как электоральную «спецоперацию», и теперь готовятся к очередной «спецоперации», которая власти будет называть «выборы президента Республики Беларусь».
«Лукашенко уже начал свою “избирательную кампанию”. Показательно, что он перенес ее на 5 месяцев вперед. Дедлайн был в июле 2025 года, а он назначил выборы на январь. Видимо, у него саднит психологическая травма 2020 года, когда в августе были протесты. И поэтому он перенес выборы на холодное время года, хотя оппоненты Лукашенко, понимая ситуацию, и не призывают людей протестовать, чтобы не подставлять их под удар», - считает Класковский.
Важным событием для Беларуси в уходящем году аналитик также считает выборы в так называмое “Всебелорусское национальное собрание”, которое наделено определенными важными для сохранения режима полномочиями. Сделано это было в расчете на то, что Лукашенко сможет пересесть в кресло “Председателя Собрания” и начнет транзит власти. «Но он решил по-своему, то есть, занял оба кресла. Значит, он не видит человека, которому мог бы передать бразды правления, он боится, потому что у него слишком много "скелетов в шкафу"», - полагает собеседник «Голоса Америки».
В среднесрочной перспективе, по мнению Александра Класковского, в Беларуси может продолжиться тренд освобождения части политических заключенных. В уходящем году было несколько таких «волн доброй воли» диктатора, в результате чего на свободу вышли порядка 200 противников режима. «Это новый тренд, который делается через помилование. И, как считают аналитики, Лукашенко хочет таким образом, во-первых, улучшить свой имидж перед выборами, а во-вторых, видимо, посылает сигнал Западу. Вроде бы сейчас у него с Путиным "идиллия" и Путин считает, что Лукашенко – это его единственный союзник в войне против Украины, белорусская продукция занимает важный сегмент на российском ранке из-за ухода многих западных компаний.
Но Лукашенко рассчитывает, что после прихода в США к власти Дональда Трампа его услуги посредника могут вновь понадобиться. И он в какой-то степени сможет возвратить себе лавры "миротворца", как это было в 2015 году, когда собиралась "Нормандская четверка" и были подписаны так называемые "Минские соглашения". Большой вопрос - среагирует ли на это Запад, потому что Лукашенко запятнал себя соучастием в агрессии против Украины, и среди западных политиков распространено мнение, что он не имеет политической субъектности, а просто является марионеткой Путина», - констатирует эксперт.
И отмечает, что представители белорусской политэмиграции не смогут, по его мнению, представить какую-либо убедительную альтернативу электоральному фарсу, намеченному на 26 января 2025 года. «Они сосредоточены на том, чтобы делегитимизировать эти "выборы", чтобы Лукашенко не признали на Западе», - продолжает Александр Класковский.
Эксперт указывает, что стабильности минского и московского режимов способствует поддержка Китая, который преследует собственные экономические интересы, но которому удобно иметь дело и с Лукашенко, и с Путиным. И что если раньше была надежда на то, что Украина одержит победу, выйдет на границы 1991 года, российский режим зашатается, что откроет «окно возможностей» для демократических перемен в самой Беларуси, то сегодня эти надежды выглядят более иллюзорными и приходит понимание, что диктаторский режим в Беларуси может продержаться дольше.
«Мы видим мировое признание белорусской оппозиции»
Руководитель медиаплатформы "Malanka media" и стриминговой платформы "Belarus Tomorrow" Павел Маринич согласен с предыдущими собеседниками «Голоса Америки» в том, что никаких позитивных сдвигов в политической жизни Беларуси он назвать не может, потому что, по его выражению: «что может быть хорошего в концлагере?».
«Экономика Беларуси сегодня работает в помощь Путину на войну. Репрессии Лукашенко не заканчиваются, а только усиливаются. Выпускают одних и сажают других, сравните, сколько выпущено и сколько посажено в это же самое время. Лукашенко посадил в разы больше, чем выпустил. Выпускаются те, кто уже практически свой срок отсидел, больные, которые завтра могут умереть и понятно, что режиму не хочется, чтобы это произошло в тюрьме», - перечисляет он. И добавляет, что самое тяжелое для его страны заключатся в том, что по факту Беларусь стала соучастницей агрессора.
Павел Маринич не сомневается, что краткосрочной перспективе Александр Лукашенко с легкостью сделает все, чтобы остаться полновластным правителем Беларуси. «Понятно, что выборов в стране нет, и никто итог этого "электорального мероприятия" не признает. Точно также мы понимаем, что все зависит от того, как будут развиваться ситуация в Украине. Конечно, мы надеемся, что Украина одержит определенную победу, санкции не будут сняты, а мировое давление будет усиливаться», - заметил руководитель медиаплатформы "Malanka media". И особо подчеркнул, что судьба свободной Беларуси и России решается сейчас на поле боя в Украине.
Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» поинтересовалась у своего собеседника: что может сделать белорусская оппозиция за пределами страны?
«То, что делает белорусская оппозиция, такого вообще никогда не было в нашей истории», - уверен Маринич.
И продолжает: «Мы имеем свое легитимное представительство - избранного президента Светлану Тихановскую. Мы видим мировое признание белорусской оппозиции - какой уровень встреч и с какой периодичностью они происходят. Нет никакого сомнения в поддержке всего демократического мирового сообщества белорусской оппозиции — это признанный факт. Сегодня в изгнании находится белорусская оппозиция, существует правительство в изгнании. В этом плане команда Тихановской - большие молодцы и они будут продолжать эту работу в следующем году. Но все зависит от того, как себя поведет новый президент США Дональд Трамп, поэтому все наши взгляды обращены туда».
Форум