6 декабря во время встречи в Минске Владимира Путина и Александра Лукашенко было объявлено, что Россия поставит Беларуси ракетный комплекс «Орешник». Также по итогам встречи был подписан договор о гарантиях безопасности, который «определяет взаимные союзнические обязательства по обеспечению обороны Беларуси и России с применением всех имеющихся сил и средств».
«Именно поэтому мы пошли на то, чтобы удовлетворить запросы Республики Беларусь в размещении российского тактического ядерного оружия... Это станет возможным, думаю, во второй половине следующего года: по мере наращивания серийного выпуска таких комплексов в России и по мере поступления этих ракетных систем на вооружение российских войск стратегического назначения», - пояснил Владимир Путин.
В свою очередь Александр Лукашенко сказал, что соседние страны НАТО - особенно Польша и Литва - стягивают свои войска к границе с Беларусью. «Мы оцениваем это как опасность еще большую, чем со стороны воюющей Украины", - добавил Лукашенко. Якобы этим и объясняется его просьба к Путину поставить в Беларуси ракетные комплексы «Орешник». По его словам: «Это серьезно успокоило бы некоторые "умы", которые уже готовы воевать против Беларуси».
«Пока это демонстрация дальнейшего сближения России и Беларуси»
Бывший глава Литовских сил специальных операций, полковник запаса Саулюс Гузявичюс (Saulius Guzevičius) оценивает подобные заявления как часть информационной войны.
«Такие речи об "Орешнике", который может нести ядерное оружие, это продолжение идущих от Лукашенко угроз. В 2023 году в Беларуси было дислоцировано тактическое ядерное оружие», - заметил эксперт в разговоре с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».
Саулюс Гузявичюс упомянул, что недавно «Орешник» был использован Россией против завода «Южмаш» в Днепре. Однако Россия еще не наладила массовое производство этого ракетного комплекса. «Они говорят, что разместят "Орешник" в Беларуси во второй половине 2025 года, но пока это - продолжение угроз применить ядерное оружие, о чем идут разговоры последние два года. Есть предположения, что "Орешник" может лететь на расстояние до 5500 километров, а его скорость в 10 раз превышает скорость звука, что затрудняет его сбивание. Но пока это часть информационной войны и демонстрация дальнейшего сближения России и Беларуси, потому что они подписали новый договор, и теперь Беларусь попадает под "ядерный зонтик" Российской Федерации», - продолжил полковник запаса литовской армии.
Важной частью гибридной войны Минска и Москвы против его страны Гузявчюс считает так называемый «литвинизм» (философско-политическое течение, основой которого является представление о том, что предки нынешних белорусов играли ведущую роль в Великом княжестве Литовском).
«В центре Вильнюса собираются приезжие белорусы - как туристы, так и живущие здесь - и говорят, что Вильнюс — это их город. И Лукашенко тоже говорит, что Великое княжество Литовское создано белорусским этносом, который обучил "дикие балтийские народы" грамоте. То есть подобное переписывание истории и другие провокации здесь очень активно проявляются», - констатирует собеседник «Голоса Америки».
На вопрос о том, ощущается ли в Литве военная угроза со стороны Беларуси, бывший глава Литовских сил специальных операций ответил утвердительно: «Мы чувствуем это кожей. Но не столько со стороны белорусской армии с учетом ее боеспособности, сколько как вызовы в гибридной войне. У нас в Литве сейчас 61 тысяча белорусов, которые вроде как беженцы, но они постоянно перемещаются через границу туда - сюда. Но если бы они все были бы оппозиционерами, их бы в Беларуси задержали и не разрешили вернутся сюда. А так они свободно перемещаются, кто-то из них работает здесь, кто-то непонятно чем занимается. Но со школьной скамьи их учили тому, что Вильнюс — это их город, и нас это очень настораживает», - подытоживает Саулюс Гузявичюс.
«Россия опасается, что Украина сможет самостоятельно создать ядерное оружие»
Когда самопровозглашенный президент Беларуси попросил у Путина ракетный комплекс «Орешник», он особо отметил: «С одним только условием - что цели для этого оружия будут определяться военно-политическим руководством Беларуси. А пока вы нас обучите пользоваться этим оружием». Очевидно, тем самым Лукашенко хотел подчеркнуть независимость политического и военного руководства Беларуси от Москвы.
Так ли это на самом деле? Можно ли говорить, что Лукашенко хоть в какой-то степени проводит независимую от Путина политику?
С таким вопросом корреспондент Русской службы обратилась с независимому военному эксперту Сергею Бульбе.
«Сомневаюсь, - ответил эксперт. - Тем более, что в пятницу секретарь Совета безопасности Беларуси генерал Александр Вольфович заявил, что по тактическому ядерному оружию, якобы уже завезенному в Беларусь, у Путина и Лукашенко есть свой ядерный чемоданчик с красной кнопкой. Можно было бы посчитать, что это - частное мнение генерала, но вряд ли он сам рискнул бы это высказать, поэтому есть основания полагать, что это - не более, чем ИПСО (информационно-психологическая специальная операция - А.П.). Ведь если правда, что Лукашенко передали какой-то чемоданчик с красной кнопкой, то это нарушение всех договоров о сокращении ядерного оружия».
По словам Сергея Бульбы, независимые аналитики допускают, что слова генерала Вольфовича были ложью, чтобы Лукашенко мог говорить, что он сохранил некую долю независимости от Кремля.
После первого запуска «Орешника» по территории завода «Южмаш» в Днепре возникли противоречивые оценки эффективности ракетного удара. Российские СМИ, вслед за Путиным, утверждали, что это - грозное оружие, аналогов которому в мире нет.
Западные военные эксперты отмечали, что на самом деле это - еще советская разработка, лишь немного модернизированная. И удар пришелся фактически по пустым помещениям. То есть, запуск «Орешника» был нужен для пиара российского ВПК.
Собеседник «Голоса Америки» напомнил, что непосредственно перед этим Украина нанесла удар западным оружием по территории Курской области. И России нужно было чем-то ответить. «Кроме того, Россия опасается, что Украина сможет самостоятельно создать свое ядерное оружие. Поэтому они атакуют "Южмаш" и активно отрабатывают химический завод, где производилось ракетное топливо. Что же касается "Орешника", то да - это советские разработки. Единственное, что здесь нового, это РГЧ - разделяющаяся головная часть, якобы, с индивидуальным управлением. И если действительно удалось достичь индивидуального управления каждой боеголовкой, то это очень серьезно. И этот вопрос многих волнует», - подчеркивает эксперт.
По мнению эксперта, сейчас уже можно говорить о полной потере Беларусью суверенитета. «Поговаривают, что в 2020 году была договоренность, что Лукашенко больше не будет участвовать в президентских выборах. Но, посмотрев, что происходит с Назарбаевым, он создал Всенародное собрание и назначил себе его руководителем. Он поменял Конституцию, и теперь руководитель Всенародного собрания - первое должностное лицо в Беларуси, которое, в том числе, может объявлять импичмент президенту. Но здесь нестыковка, потому что Лукашенко не рискнул отойти от ручного управления Беларусью, оставляя все за собой. Потому что он просчитал, что Москве сейчас не до него и ему не будут мешать», - описывает ситуацию Сергей Бульба.
И подытоживает: «Но Россия сейчас доедает последние кусочки независимости Беларуси. Они (Путин и Лукашенко - А.П.) сейчас подписали договоры о едином энергополе, единой таможне, единой налоговой системе. То есть, Путин планомерно дожимает Лукашенко, а все ядерное оружие — это "Троянский конь", который будет позволять России при любых изменениях в политической сфере Беларуси, которые Россия посчитает "цветными революциями", их жестко пресекать. Россия введет свои войска, говоря, что она не может допустить, чтобы ядерное оружие попало в чьи-то "нехорошие руки". Так что Лукашенко подписал приговор даже не себе, а всей Беларуси».
«Доверять пропаганде без реальных доказательств было бы неправильно»
Военный обозреватель Давид Шарп констатирует недостаточность информации по «Орешнику», а потому приходится полагаться на данные американского разведывательного сообщества. «Оценить эффективность этой ракеты строго говоря никак нельзя, потому что есть один случай применения на нетиповой для нее дистанции 800 км, а это ракета средней дальности на грани с межконтинентальной. Считается, что это производная ракеты "Рубеж", которая так и не была создана, хотя по проекту речь шла о дальности 6000 км. Формально это уже межконтинентальная дистанция, а 5500 км это граница для ракеты средней дальности. И вполне логично предположить, что "Рубеж" создавался как средство обхода договора между США и РФ по ракетам средней и меньшей дальности», - рассказал он корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».
Эксперт напоминает, что таких ракет у России не было, поэтому она чувствовала, что из-за их отсутствия находится в не самом лучшем положении. Затем этот проект был официально свернут, но, похоже, что его все-таки доработали, в результате чего и получился «Орешник».
Дэвид Шарп продолжает: «В отличие от "Рубежа", который имел 4 разделяющихся блока, насколько можно судить по применению по Днепру, "Орешник" имеет 6 блоков. Они, видимо, были инертными, без боеголовок. И если мы говорим об эффективности ракеты, то нам надо знать ее точные параметры, как дальность, так и точность».
Когда же Путин использовал ракету против Украины, стало ясно, что она не несла ядерную боеголовку. И еще на один важный момент указывает военный эксперт: Россия до сих пор не доказала, что ее ракеты обладают высочайшей точностью по западным стандартам.
«Что касается размещения "Орешника" в Беларуси, то мне трудно представить, что Беларусь и Лукашенко получат их в свое распоряжение и наверняка это будет все под российским контролем, если вообще будет. Надо понимать, что "Орешник" в отличие от "Искандеров", вещь очень дорогая, там своя специфика, к тому же производство вызывает вопросы по количеству и качеству. Но доверять пропаганде без реальных доказательств было бы неправильно», - убежден Давид Шарп.
Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» поинтересовалась у своего собеседника: насколько такое потенциальное размещение этих ракет в Беларуси может угрожать соседним странам?
«Если мы говорим о неядерном исполнении, то для того, чтобы атаковать соседей из Беларуси, "Орешник" с дальностью 5000 км вещь совершенно избыточная и очень дорогая – возможно стоимость трехступенчатой ракеты сложного типа достигает десятков миллионов долларов. Для дальности в 500 км у России есть "Искандеры", "Кинжал" и даже установки залпового огня "Смерч". Поэтому это очевидный "Over Kill" (избыток - А.П.)», - заметил эксперт.
Кстати, Путин говорил, что «Орешник» якобы неуязвим для ПВО, но этому также нет никаких подтверждений, поскольку неясны причину, по которым он не может быть перехвачен некоторыми американскими системами ПВО. «Если кремлевская пропаганда заявляет, что у "Орешника" какая-то особая эффективность, то, конечно, теоретически можно применять его на короткие дистанции вместо менее эффективных ракет. В Беларуси такая ракета гипотетически скорее угроза для Франции или Германии, однако не для Литвы, Латвии или Польши», - резюмирует Давид Шарп.
Форум