Комментирует Виктор Илюхин, член ЦК КПРФ, зампредседателя Комитета по безопасности Госдумы 5 созыва
Инна Дубинская: Вас не удивил выбор президента Путина?
В.И.: Нет, меня его выбор нисколько не удивил. Я был готов к тому, что Путин назовет Медведева. Также я бы был готов, если бы он назвал фамилию Иванова. И тот, и другой вполне устраивают Путина. И тот, и другой, несомненно, дали бы гарантии дальнейшей политической деятельности Путина, сохранения его в Большой политике в случае их избрания.
Еще один очень важный момент. Я не удивился выбору Путина, потому что в России уж так повелось, что ни один уходящий с поста никогда не рекомендует наследника более умного, более талантливого, более значимого, чем он сам. К сожалению, мы сегодня на примере России вновь видим, как планка подготовленности, мудрости глав Российской Федерации, - если Медведев будет избран, - будет опускаться.
Посмотрите: глыба-Ельцин. Я не говорю о его достоинствах или недостатках, но это был опытный политик. Потом на этом фоне г-н Путин. А теперь на его фоне планка опущена еще ниже: будет г-н Медведев. Я думаю, его протащат на выборах в РФ, потому что честных, свободных выборов нет.
Медведев устраивает Путина, поскольку он будет проводить тот курс, который ведется сегодня, хотя Россия должна серьезно скорректировать свои позиции. Я могу сказать только лишь по причине, что Россия перестала быть индустриальной державой. Россия перестала быть страной с новыми технологиями. Россия как существовала, так и продолжает существовать за счет минерально-сырьевой составляющей.
Это устраивает Путина. Это устраивает и Медведева. В Медведеве Путина устраивает то, что он не будет ломать сложившуюся систему государственной власти. И самое главное, Медведев будет гарантировать в России нормальное существование, я бы сказал - процветание крупного олигархического капитала, который Путин так много и долго ругал, а на самом деле ничего не сделал для того, чтобы как-то урезать его влияние и в сфере экономики, и в политической жизни России.
И.Д.: Вы считаете, что Путин выбрал более слабого преемника. Не приведет ли это к двоевластию в стране?
В.И.: Я не исключаю того, что в России снова будет управлять Путин, но из-за кулисы, имея такое звание, как «общенациональный лидер». Ему будут доверять или заставят доверять. Думаю, что Медведев может оказаться куклой, а кто будет двигать этой куклой? Может быть, сам Путин. Я бы сказал, что Медведев не имеет твердого характера, твердых позиций и установок. Это еще раз устраивает Путина. Фактически, двоевластие может быть только условным, внешним, а управление опять останется в руках Путина и его команды крупного капитала.
Комментирует Борис Немцов, номинированный кандидатом в президенты от СПС.
И.Д.: Борис Ефимович, означает ли то, что Путин назвал своим преемником Медведева, а не Зубкова или Иванова, что нынешний президент отмежевывается от силовиков?
Б.Н.: Да нет, ничего это не означает. Мы против операции «Преемник». Путин исходил из требований, что это должен быть лояльный, послушный, преданный человек, а России нужен честный, патриотически мыслящий и действительно сильный кандидат. Интересы Путина в прямом конфликте с интересами России. То, что Путину хорошо, то России – смерть в данном случае.
Зачем России слабый, беспомощный президент? Зачем стране такой преемник? Он не нужен. Поэтому на самом деле очевидно, что президент преследует исключительно свои цели, цели своей группировки, а именно – сохранение собственности, денег, власти и так далее. Но последствия такого шага печальны. Будет двоевластие. Будет один номинальный марионеточный президент в Кремле, а второй – всесильный «национальный лидер», «фольке фюрер», будет сидеть на Рублевке, по-видимому. Это классическая теория двоевластия. Она в России хорошо никогда не заканчивалась. Двоевластие – это смута.
И.Д.: Ваши слова указывают на уверенность в победе Медведева на президентских выборах 2 марта?
Б.Н.: Если выборы будут такие же, как в декабре, то это не победа. Это спецоперация с фальсификацией, с геббельсовским телевидением и так далее. Никакого отношения к выборам это не имеет.
И.Д.: Вы думаете, что силовики легко согласятся с выбором Путина?
Б.Н.: Господи, да кто их спрашивает! Кто они такие?
Комментирует директор Московского Центра Карнеги за международный мир Роуз Готтемюллер
Р.Г.: Путин – мастер тактики. Мы ожидали его объявления о кандидатуре преемника только через неделю, но он был назвал уже сегодня. Медведев работает в области социальных проектов, образования, жилого фонда, инфраструктуры и так далее. Это, конечно, очень важно для простых людей в России, особенно сейчас, в свете проблем с инфляцией, с экономикой. Я считаю, что с точки зрения выборов это решение разумно.
И.Д.: На судьбе американо-российских отношений это отразится?
Р.Г.: Я надеюсь. Новый президент РФ должен заниматься российско-американскими отношениями. Надеюсь, что когда и в США, и в России будут новые президенты, начнется новый этап наших отношений. У нас выработана положительная повестка дня в интересах обеих стран. Сейчас мы переживаем трудности из-за того, что и в РФ, и в США настал политический сезон.
Я - оптимист и надеюсь на нормализацию наших отношений. Для любого президента очень важна политика в области безопасности. Потому, я считаю, Медведев должен приобрести опыт и в этой области тоже. Интересно, что когда он выступал на конференции в Давосе год назад, он более или менее положительно говорил об отношениях России с США и с другими странами. Поэтому я считаю возможным ожидать положительные новые тенденции, если Медведев станет президентом.