На прошедшем саммите НАТО в Риге в числе ключевых вопросов были Афганистан, борьба против терроризма и наркоторговли. Несмотря на усилия международных организаций и правительств стран мира, производство наркотиков в Афганистане не снижается. Страны Центральной Азии остаются важнейшей транзитной территорией для наркотиков, следующих в Россию и Европу. Американское правительство совместно с международными организациями осуществляют ряд программ по борьбе с производством наркотиков и наркоторговлей.
Об этом рассказывает в интервью Русской службе «Голоса Америки» старший заместитель помощника государственного секретаря США Томас Швайк, сотрудник Бюро по вопросам международной наркоторговли и правоохранных мероприятий.Наджия Бадыкова: Какие программы по борьбе с производством и торговлей наркотиков сейчас осуществляются в Афганистане и Центральной Азии?
Томас Швейк: Мы сотрудничаем с правительством Афганистана и стран Центральной Азии по широкому кругу вопросов. В этом году мы работаем в пяти основных областях. Это программы по выращиванию альтернативных опиуму культур в качестве источника средств к существованию населения; программы по распространению информации об опасности наркотиков и разъяснению их вреда внутри страны, в государствах Центральной Азии и в России. Есть также программа по уничтожению посевов запрещенных культур. Мы объясняем людям, что выращивание мака незаконно. Кроме того, у нас имеется программа, нацеленная на пресечение самого наркотрафика и борьбе с перевозчиками наркотиков. Все эти программы осуществляются совместно для борьбы с проблемой наркотиков.
Н.Б.: Страны Центральной Азии остаются важнейшей транзитной территорией наркотиков, следующих в Россию и Европу. Насколько активно эти страны участвуют в программах по пресечению наркотрафика?
Т.Ш.: Центрально-азиатские государства принимают активное участие в борьбе против наркотрафика, который оказывает негативное влияние на эти страны, где наркомания стала широко распространенным явлением. Как вы, возможно, знаете, будет также создан новый Центрально-азиатский информационный центр в Казахстане. В регионе проводятся конференции и совместные дискуссии по проблеме наркотрафика, идет интенсивный обмен информацией, особенно между правоохранительными органами, что повышает эффективность действий. Уровень пресечения наркотрафика за последние годы в странах Центральной Азии значительно вырос по двум причинам. Первое – потому, что стало больше перевозиться героина, к великому сожалению, и второе – что правоохранительные органы стали эффективнее работать.
Н.Б.: Какая программа самая успешная ?
Т.Ш.: Я думаю, самая успешная – это программа по созданию Рабочей группы уголовного преследования, включающая большое число прокуроров и следователей, которые рассматривают на данный момент больше ста дел. Руководители этой программы – весьма компетентные специалисты, работающие в тесном сотрудничестве с офисом генерального прокурора Афганистана доктора Абдула Джабара Сабета, который объявил «джихад против коррупции». Это очень многообещающая программа.
Н.Б.: Были ли неудачи и сбои на этом пути?
Т.Ш.: Неудачи – это то, что мы до сих пор не смогли остановить рост посевов опиума. Два месяца назад ООН опубликовала доклад по этому вопросу. В нем говорится, что на данный момент около 160 тысяч гектаров площадей находятся под посевами мака. Это резкий скачок по сравнению с прошлым годом. Мы должны найти пути преодоления этой тенденции.
Н.Б.: На прошедшем саммите НАТО в Риге в числе ключевых вопросов были Афганистан, борьба против терроризма и наркоторговли. Предполагаются ли какие-то новые инициативы?
Т.Ш.: У нас есть стратегия развития новых программ и инициатив. Один из важнейших выводов саммита в Риге – это признание международной общественностью наличия связи между наркотиками и терроризмом. До сих пор это не было ясно обозначено. То, что сейчас наблюдается в Афганистане, аналогично ситуации в Колумбии в Южной Америке в течении многих лет: террористические организации хорошо понимают, что торговля опиумом – самый быстрый способ выручить деньги. Поэтому борьба против наркотиков – это также борьба против терроризма, что было однозначно признано в рижской декларации. Теперь официальные представители по борьбе против терроризма и наркоторговли работают вплотную над совместными программами.