Линки доступности

Снеговая: Российское общество поддерживает власть, «включая вариант применения ядерного оружия»


Экран на одном из зданий в Москве во время прямой линии Путина
Экран на одном из зданий в Москве во время прямой линии Путина

Исследование показало, что большинство россиян поддерживают войну с Украиной.

В вашингтонском аналитическом центре «Атлантический Совет» прошла презентация доклада, озаглавленного «Неохотный консенсус: Война и общественное мнение в России». Доклад об отношении российского общества к войне России против Украины, представляла автор, Мария Снеговая, сотрудник аналитического центра CSIS Мария Снеговая (Maria Snegovaya).

Снеговая исследовала степень консолидации российского общества вокруг президента РФ Владимира Путина, а также восприятие войны против Украины.

В своем докладе Снеговая отметила, что поддержка войны России против Украины среди российского общества остается стабильно высокой на уровне 60–70%, хотя многие россияне выражают несогласие с заявленными Путиным целями войны.

Такая поддержка в значительной степени связана с активной внутренней и международной пропагандистской кампанией и жестокими репрессиями против антивоенного инакомыслия внутри страны.

Но, заметила аналитик, опросы различных социологических групп также демонстрируют, что россияне склонны поддерживать решения лидера страны. Она напомнилаЮ что в России оппозиционный кандидат никогда не приходил к власти, а первый президент России Борис Ельцин, передавший власть Владимиру Путину, был системным кандидатом, выходцем из советской номенклатуры.

В России лидеру противостоит не другой политик, а только хаос, отметил другой участник дискуссии старший научный сотрудник Атлантического совета Брайан Уитмор, (Brian Whitmore, Eurasia Center Atlantic Council) «а россияне ненавидят хаос», добавил он. Поэтому поддержка войны является «инстинктивной реакцией российского народа поддерживать власть в любой момент».

И поддержка действий власти, отметила Снеговая, в последние месяцы выражается в пока незначительной, но все же поддержке применения Россией ядерного оружия.

«Нет никакого сопротивления этому со стороны российской элиты, российского общества или российского оппозиционного сообщества, которые не в состоянии создать никаких ограничений, какие бы ужасные вещи ни делал Кремль, с точки зрения политики», – сказала Снеговая.

Так за время четвертьвекового пребывания Пунина у власти большинство россиян поддерживали все пять войн, в которых участвовала страна, отметила Снеговая.

В качестве примера аналитик привела статистику отношения россиян к войне в Сирии в 2015 году, которое очень быстро поменялось, как только власти России отправили туда своих военных.

Так, в сентябре 2015 года 69% опрошенных Левада-центром заявляли, что Россия не должна оказывать прямую военную помощь режиму Башара Асада в Сирии, однако в октябре 2015 года, после отправки Россией в Сирию войск, уже 72% опрошенных одобряли использования российских ВС в Сирии.

Подобное демонстрировали россияне и по отношению к войне против Украины, отметил участник дискуссии профессор Университета Джорджа Вашингтона Генри Хейл (Henry Hale, George Washington University), когда на вопрос социологов в декабре 2021 года, должна ли Россия вторгнуться в Украину, только 8% опрошенных ответили утвердительно, но отношение изменилось после начала полномасштабного вторжения в феврале 2022 года, когда рейтинг Путина существенно вырос.

Мария Снеговая выделила три основные группы населения, участвующих в опросах.

Первую группу активных сторонников войны составляют 20–30% из так называемых «ястребов» – большинство из которых мужчины, сторонники превосходства российской нации из небольших городов и деревень, удовлетворенные своим финансовым положением.

Другой и самой многочисленной группой Снеговая называет так называемых «конформистов», 40–50% которых составляют люди среднего возраста, которые менее интересуются политикой, но следуют нарративам российской пропаганды, которая утверждает, что война якобы была неизбежна из-за угроз со стороны НАТО и Россия должна всегда побеждать, если начала воевать.

Войну России против Украины поддерживают 80% в возрастной группе от 55 лет и старше, а также около 60% российской молодежи, которая становится более «патриотичной», отчасти из-за программ идеологического образования.

Согласно переписи населения в 2019 году, люди в возрасте 15-29 лет составляют лишь 16,5% населения Российской Федерации.

Даже несмотря на некоторое снижение поддержки войны после таких событий, как введение западных санкций, частичная мобилизация, мятеж Евгения Пригожина или операция украинских войск в Курской области России, количество сторонников войны быстро восстанавливалось, в частности, благодаря усилиям пропаганды, которая убеждает население, что «все идет согласно плану, вы можете быть спокойны и заниматься собственными делами», отмечает Снеговая.

Жители России предпочитают верить пропаганде, даже имея доступ к достоверной информации в интернете – пропаганда дает им эмоциональную поддержку и позволяет отгородиться от «ужасной реальности». Попытки достучаться до таких людей, считает Снеговая, все равно, что просить их совершить «интеллектуальное самоубийство».

Именно поэтому многим украинским родственникам россиян трудно объяснить им реальность и ужасы войны, с которой они сталкиваются, считает она. В России около 11 миллионов россиян имеют родственников в Украине, напомнила Снеговая.

Жители России склонны переживать только за своих близких, добавляет Снеговая – для жителей Курской области, даже тех, которые живут на границе с Украиной и смотрят пропагандистские телеканалы, война «началась» только в августе 2024 года, когда украинские войска вошли на ее территорию. Только тогда они начали интересоваться тем, что происходит на войне.

И в отличие от групп, поддерживающих войну против Украины, противники войны составляют лишь 20-30%, большинство из которых – люди из экономически депрессивных регионов, которые опасаются, что из-за войны их финансовое состояние станет еще хуже.

Количество прозападных и либерально мыслящих молодых людей, не поддерживающих войну, составляет от 7 до 10% и стремительно сокращается, поскольку от 800 до 1 млн человек покинули Россию после начала войны и продолжают уезжать, а взгляды этого меньшинства не проецируется на остальное общество.

Также отметила Снеговая, аргумент, что в России низкая протестная активность связана с жестоким подавлением со стороны властей, может выглядеть несостоятельным, когда даже на протест за границей выходят максимум около 2000 человек, - как это было недавно в Берлине, что не свидетельствует о существовании серьезного антивоенного движения.

По мнению автора доклада, западные эксперты часто упускают существенные детали в оценке российского общества, полагая, что средний класс в России похож на частных собственников западного образца – в то время как в реальности к среднему классу там относятся в основном сотрудники силовых ведомств и работники бюджетных секторов экономики, которые в большинстве поддерживают Путина.

Эксперты также недооценивают отношение общества к количеству военных потерь, считает эксперт, которые часто сравнивают с общественным протестом в ходе войны СССР в Афганистане в 80-х годах прошлого века.

Снеговая отмечает, что довольно сложно преодолеть когнитивный диссонанс россиян, знающих об ужасах войны, но продолжающих поддерживать или терпимо относиться к Путину и войне, оставаясь в комфортном «психологическом пузыре», который обеспечивает пропаганда. По ее мнению, успех российской пропаганды среди населения обеспечивает тот факт, что она предоставляет людям разные объяснения произошедших событий, из которых каждый выбирает для себя наиболее удобное.

Статус-кво в российском обществе в отношении войны устойчив настолько, что даже вероятный крах Путина не изменит ситуацию, учитывая настроения россиян – «многие из тех, кто ожидал краха Путина в течение последних 25 лет, уже не находятся в России, а Путин и все еще там», сказала исследовательница.

Для противодействия кремлевской пропаганде, по мнению эксперта, необходимо больше обращать внимание людей на социально-экономические проблемы внутри страны, которые действительно беспокоят многих россиян, и не делать акцент на абстрактные понятия, чтобы побудить россиян бросить вызов кремлевской пропаганде и провоенному status quo.

Перелом в отношении россиян к войне может произойти при стечении обстоятельств, которые Снеговая назвала «идеальным штормом», когда экономический коллапс совпадет с осознанием высоких военных потерь.

И хотя участники дискуссии задавались вопросом, стоит ли полностью доверять опросам в России, многие признавали их достоверность, поскольку результаты разных видов опросов совпадали, а неискренние ответы респондентов не превышали 6-10%.

Даже современные проекты по анализу поведения людей в интернете с применением технологий искусственного интеллекта свидетельствуют о том, что большинство демонстрирует «поведение в поддержку войны», отмечает Снеговая.

Форум

XS
SM
MD
LG