«План победы» Зеленского: контекст и реакция

Президент Украины Владимир Зеленский выступает в Верховной Раде 16 октября 2024 г.

Эксперты – о сути предложенного Украиной плана завершения войны и перспективах его реализации

Президент Украины Владимир Зеленский в четверг, 17 октября, прибыл в Брюссель для участия в заседании Совета Украина-НАТО. В столице Бельгии украинский президент также представит на форуме Европейского совета свой «План победы» и встретится с лидерами Евросоюза, сообщают СМИ.

Накануне этот план Зеленский презентовал в Верховной Раде. Документ носит комплексный характер и, по замыслу Киева, должен способствовать прекращению Россией широкомасштабной агрессии против Украины и достижению прочного мира через коллективные усилия стран Запада.

Ранее Владимир Зеленский представил содержащиеся в плане наработки президенту США Джо Байдену и лидерам ряда западных стран.

Напомним, документ состоит из пяти пунктов, касающихся приглашения Украины в НАТО (еще до окончания боевых действий), укрепления обороны страны, стратегического сдерживания, развития экономический потенциал и восстановления Украины послевоенное время. Подробнее о содержании плана здесь. К трем пунктам есть секретные приложения.

По убеждению Зеленского, если Запад поддержит положения документа, то мир может наступить уже в следующем году.

Негативная реакции Москвы была предсказуемой. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков порекомендовал Киеву продемонстрировать “трезвый подход” к решению проблем. Как следует из ранее анонсированного Владимиром Путиным «мирного» плана, Украина должна согласиться с аннексией захваченных российскими войсками территорий и в придачу отдать часть Херсонской и Запорожской областей.

Глава Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко в комментарии для Русской службы «Голоса Америки» назвал абсолютно верным решение Зеленского презентовать план победы вначале на Западе, а потом – в Верховной Раде. По его мнению, иначе и быть не могло.

«Потому что это план и предназначен прежде всего для западных партнеров Киева, – добавил он. – Это предложение США и другим странам в отношении того, что они могут сделать для Украины и общей победы над зарвавшимся агрессором. Это отнюдь не план военных действий. Поэтому здесь всё полностью соответствует дипломатической этике: вначале документ обсудили с партнерами, а затем представили украинской общественности. Сделать наоборот было нельзя».

К тому же надо учитывать, что Зеленский по темпераменту очень нетерпеливый человек, продолжил Владимир Фесенко: «Он не захотел ждать завершения выборов президента США, что, наверное, было бы наиболее правильно с точки зрения общеполитической логики. Думаю, теперь и сам Зеленский это тоже понял. Надо было дождаться исхода президентской гонки в США, а тогда уже определяться с планом. Однако и в сегодняшнем виде документ вполне конструктивен. В нем прописаны идеи, работающие на опережение, причем они предназначены как для Дональда Трампа, так и для Камалы Харрис».

Это комплексный системный документ, главная цель которого – переговоры с Москвой с позиции силы, утверждает политолог: «Его главный смысл – силовое давление на Россию и, конечно, усиление переговорных позиций Украины, чтобы выйти на переговоры во всеоружии. Придумать какой-то стопроцентный рецепт победы сейчас невозможно. Тут надо быть прагматиками. Но это в любом случае хороший способ подтолкнуть наших партеров к более решительным действиям и выработке общей стратегии».

Помимо прочего, это программа-максимум и она достаточно реалистична, хотя не все её положения можно воплотить на практике уже сейчас, также подчеркнул Владимир Фесенко: «На самом деле не только пятый пункт (а точнее – раздел), который посвящен послевоенному развитию, но и часть остальных параграфов можно реализовать только после завершения войны, и не сразу. По некоторым пунктам – например, членству в НАТО, приглашению в альянс – просто не может быть немедленного ответа. Но содержащиеся в документе положения позволяют сформировать общий подход к решению проблемы. Как пояснил Зеленский, нужен сигнал Путину, что Украина непременно будет в НАТО и что тема НАТО не должна стать предметом торгов».

Главное – принудить Путина к переговорам о завершении войны, полагает политолог. Сам он на реалистичные переговоры никогда не пойдет, резюмировал он.

Украина должна располагать возможностью вести переговоры с Москвой с позиции силы, заявил в четверг генсек НАТО Марк Рютте. Он также выразил готовность полностью поддерживать Киев. Кроме того, Рютте пообещал, что Украина обязательно станет в будущем членом Североатлантического альянса, ссылаясь на решение прошедшего в Вашингтоне юбилейного саммита НАТО.

Коль скоро план в числе прочих содержит пункт о том, что Украина должна еще до окончания войны с Россией вступить в НАТО, то это документ, который надо презентовать именно западным лидерам в первую очередь, согласен международный обозреватель Иван Преображенский. По его словам, от позиции ведущих западных стран реализация плана и зависит.

«И вообще почти все пункты плана так или иначе касаются того, что мог бы сделать Запад для победы Украины, – уточнил он в комментарии «Голосу Америки». – Это и разрешение на использование дальнобойного западного оружия по военным объектам на территории России, и так далее. Поэтому Владимир Зеленский и разговаривал с лидерами США и других государств».

Украина на данном этапе сделала всё, что от нее зависит, но её усилий не хватает и не может хватить в сложившейся ситуации для того, чтобы победить, считает Иван Преображенский:

«Это был бы реалистичный план, если бы Запад проявил политическую волю на его выполнение. Пока такой воли нет. Возможно, положение изменится после президентских выборов в США и в рамках предвыборной кампании, например, в Германии. Маленькая надежда на это сохраняется. Но Зеленскому в любом случае необходимо пройти этот этап для того, чтобы потом искать другие решения».

Вместе с тем, как считает политолог, недостаточно продуманно в его презентации само название плана - в смысле «внешнего пиара, или связей с общественностью»:

«Потому что Украины пытается таким образом дать понять, что победа еще возможна и требуется для этого приложить максимум усилий. А в действительности ситуация сейчас приобрела совершенно иной оборот. Поэтому многими этот план воспринимается через название скорее не позитивно, а негативно – как какие-то абсолютно нереалистичные планы. Это может создавать для Украины отрицательные коннотации. Так что, на мой взгляд, нельзя сказать, что украинские власти идеально проработали свои предложения в смысле их подачи».

Мне очевидно, заключил Иван Преображенский, что любой серьезный разговор сейчас в контексте достижения мира в Украине возможен только после выборов президента США.