Грузия: пейзаж после выборов

Тбилиси, Грузия. 2 октября 2012 года

Американские сенаторы и эксперты размышляют о будущем Грузии
День 1 октября 2012 года войдет в историю Грузию, поскольку впервые с момента обретения страной независимости власть в стране поменялась в результате парламентских выборов.

Взгляд законодателей

Ситуацию в Грузии оценили члены Сената США, которые во время выборов выступали в роли официальных наблюдателей.

Вашингтонский исследовательский центр «Атлантический Совет» организовал телефонную конференцию с сенатором-демократом Джин Шахин, главой подкомитета по европейским связям, и республиканцем Джеймсом Ришем. Шахин и Риш входят в состав Комитета по международным отношениям.

Оба американских законодателя высоко оценили качество проведения парламентских выборов и политический прогресс, достигнутый Грузией.

Джин Шахин выразила удовлетворение тем, как проходило голосование: «Выборы были практически абсолютно мирными – было зафиксировано очень немного инцидентов. Мы были впечатлены корректностью выборов».

Джеймс Риш отметил «четкие и ясные правила (голосования – “Г.А.”), которым избиратели следовали иногда даже чересчур скурпулезно».

В Грузии существует серьезное беспокойство о ее суверенитете, грузины опасаются войны с Россией. Мы слышали от Иванишвили, и, как я предполагаю, аналогичные заявления делались в ходе избирательной кампании, что он рассчитывает улучшить отношения с Россией.
Джин Шахин, сенатор
Сенатор Шахин отметила, что процессы, происходящие в Грузии, имеют значение для Соединенных Штатов. Как выразилась Шахин, «наряду со странами Балтии, Грузия реализует успешную модель работающей демократии. Поскольку Грузия добивается успехов, есть надежда, что она станет примером для подражания и для других государств региона».

Поэтому, по мнению сенатора, США должны продолжать оказывать помощь Грузии, тем более, что «и Михаил Саакашвили, и Бидзина Иванишвили выразили заинтересованность в продолжении получения этой помощи».

Аналогичным образом оценил ситуацию Джеймс Риш, который подчеркнул, что не видит никакой необходимости каким-то образом изменять существующие «хорошие» отношения США и Грузии. Он выразил надежду, что новое руководство Грузии также оценивает ситуацию: «Мы беседовали с Иванишвили, и я могу сказать, что по крайней мере на словах он намерен действовать именно в этом ключе и проявляет энтузиазм к развитию грузино-американских связей». Сенатор Риш добавил, что намерен оценивать не слова, а действия сторонников Иванишвили.

Иванишвили – во всяком случае, на словах – рассчитывает улучшить отношения с Россией. Он также отметил, что не испытывает особого оптимизма касательно того, что в нынешних условиях ситуация может измениться со стороны России.
Джеймс Риш, сенатор
Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» попросил сенаторов оценить: как в Грузии оценивают перспективы развития отношений с Россией?

Джин Шахин отметила: «В Грузии существует серьезное беспокойство о ее суверенитете, грузины опасаются войны с Россией. Мы слышали от Иванишвили, и, как я предполагаю, аналогичные заявления делались в ходе избирательной кампании, что он рассчитывает улучшить отношения с Россией. Однако как изменятся отношения Грузии и России после победы на выборах партии «Грузинская Мечта» – пока не ясно. Возможно, Иванишвили будет делать ставку на развитие экономических связей, поскольку улучшение ситуации в экономике Грузии было одной из главных тем избирательной кампании».

«Иванишвили – во всяком случае, на словах – рассчитывает улучшить отношения с Россией. Он также отметил, что не испытывает особого оптимизма касательно того, что в нынешних условиях ситуация может измениться со стороны России. В разговоре с нами Иванишвили выразил уверенность, что отношения Грузии и США будут становиться лучше, но он не выразил той же степени уверенности, оценивая перспективы улучшения отношений Грузии и России», – сказал сенатор Джеймс Риш.

Взгляд экспертов

Оценивая результаты победы на выборах в Грузии партии миллиардера Бидзины Иванишвили, Ричард Вайц, старший научный сотрудник и директор Центра военно-политического анализа в Гудзоновском институте (Richard Weitz, Center for Political-Military Analysis at Hudson Institute) обратил внимание на то, что на встречах с представителями США и европейских государств Иванишвили говорил о своем намерении продолжить укреплять связи Грузии и НАТО.

«Однако он не выражал сильного желания, чтобы Грузия стала членом Cевероатлантического Альянса. Впрочем, попытка вступления Грузии в любом случае столкнулась бы с серьезным сопротивлением европейцев», – отметил Вайц.

Выборы ясно продемонстрировали, что избиратели отказали в поддержке Саакашвили. Однако Саакашвили остается президентом страны. И до тех пор, пока он сохраняет власть, маловероятно, что отношения Тбилиси и Москвы улучшатся.
Марк Катц, профессор Университета Джорджа Мейсона
Марк Катц, профессор Университета Джорджа Мейсона (Mark Katz, George Mason University), отмечает: «Выборы ясно продемонстрировали, что избиратели отказали в поддержке Саакашвили. Однако Саакашвили остается президентом страны. И до тех пор, пока он сохраняет власть, маловероятно, что отношения Тбилиси и Москвы улучшатся. И вне зависимости от того, кто станет президентом, крайне маловероятно, что Грузия сможет вернуть в свой состав Абхазию и Южную Осетию или присоединиться к ЕС и НАТО. Россия не позволит Грузии возвратить утраченные территории, а западноевропейские правительства не хотят видеть Грузию в составе Европейского Союза и НАТО».

Януш Бугайски, старший научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований (Janusz Bugajski, CSIS), предполагает, что в ближайшее время будет крайне интересно следить за изменениями во внешней политике Тбилиси.

Бугайски напоминает, что внешнеполитические проблемы не были главной темой прошедшей в Грузии избирательной кампании – граждане страны уделяли намного большее внимание экономическим вопросам.

«Однако если новое правительство не сможет успешно решить экономические проблемы Грузии, то ее внешняя политика окажется под микроскопом грузинского общества, которое будет внимательно следить: укрепляет ли это правительство независимость республики или идет на уступки под давлением России», – говорит эксперт.