Западные медиаконцерны уходят из России

  • Виктор Васильев
Как это отразится на рынке СМИ и свободе слова в стране, рассуждают эксперты

МОСКВА – Немецкий медиахолдинг Axel Springer вскоре покинет российский рынок, передает РБК.

По информации агентства, львиную часть активов группы в России приобретет Александр Федотов, владелец Artcom Media Group.

Речь идет о продаже 80% принадлежащих российскому подразделению холдинга журналов (Forbes, OK!, GEO, L`Officiel, Port и других).

Подобного рода сообщения поступают из РФ едва ли не каждый день. Западные концерны избавляются от российских активов. Уже объявил о продаже всего бизнеса швейцарский издатель Edipresse. В числе выпускаемых им журналов: «Самая», «Мама, это я!», «Любимая дача» и «Вязание для вас» (всего – около 30 наименований).

Причина происходящего процесса проста – закон об ограничении доли иностранных акционеров в СМИ, вступающий в силу с января будущего года. В соответствии с внесенным недавно поправкам, иностранные компании, начиная с 2016 года, не могут владеть более чем 20 % российских изданий и других медийных структур.

Руководители крупнейших иностранных издательских домов, вложивших большие деньги в развитие бизнеса в РФ, обращались к президенту Владимиру Путину с просьбой перенести начало действия закона хотя бы на год. Однако их петиция была проигнорирована.

Руководитель фонда «Общественная экспертиза» Игорь Яковенко убежден, что массовый исход западных инвестиций, капитала и менеджмента с российского медийного рынка был «неизбежен и запланирован».

«Собственно, ничего другого никто и не ожидал после принятия пресловутого закона о 20 процентах, – добавил он в интервью Русской службе "Голоса Америки". – Думаю, это внесет не очень большой вклад в деградации журналистики, поскольку там уже нечему деградировать, но непосредственно по рынку ударит серьезнейшим образом».

По оценке Яковенко, медиарынок страны и без того находится «в руинах».

«Безусловно, то, что из России уходят западные медиакомпании, а вместе с ними стандарты цивилизованного рынка и организации СМИ, это плохо, – констатировал он. – Вообще, превращение страны в глубокую мировую провинцию происходит очень стремительно. Это видно и по контенту СМИ, и по все более и более странным заявлениям политического истеблишмента».

Видимо, это процесс необратим до тех пор, пока что-то не произойдет с самим режимом, предположил глава «Общественной экспертизы».

Тележурналист, заведующий кафедрой журналистики Института Массмедиа РГГУ профессор Николай Сванидзе также считает, что ничего хорошего в наблюдаемом процессе нет.

«Естественно, это плохая информация для свободы слова, но не главная, – отметил он в комментарии "Голосу Америки". – Все-таки проблема свободы слова в России решается не исходом каких-то западных концернов, пусть даже уважаемых и эффективных, а решается она государственной политикой руководства РФ».

По словам Сванидзе, когда гайки закручиваются повсеместно, то это продолжат делать вне зависимости от наличия или отсутствия в стране иностранных издательских концернов.

«Здесь именно это важно, – подчеркнул он. – А стратегическая линия, увы, остается прежней».

Что же предлагается российской аудитории в качестве альтернативы? По данным Интерфакс, телеканал «Россия» осенью продемонстрирует новое политическое ток-шоу «Вести.doc». Кроме того, в эфир канала возвращается программа «Поединок с Владимиром Соловьевым» (в прежнем формате) и стартует телевикторина, в роли ведущего которой выступит Дмитрий Киселев.

На взгляд Игоря Яковенко, выбор у россиян будет не богат.

«Правда, для англоязычных зрителей и читателей никаких проблем нет, –уточнил он. – Интернет сегодня совершенно безбрежен. Для тех же, кто хочет читать и смотреть на русском, из независимых изданий остаются "Ведомости" и "Новая газета" и опять же интернет: "Радио "Свободы", "Голос Америки", заблокированные ресурсы "ЕЖ", "Каспаров.ру", "Грани" и довольно большое количество самых разных ресурсов, которые, в принципе, доступны».

Впрочем, некоторые игроки на медиарынке РФ пытаются приноровиться к ситуации и идут по пути изменения структуры собственников. Например, американская Hearst Corporation передала российскому партнеру 30 % акций своего издательского дома, довольствуясь разрешенной долей квотой. Другая американская компания – Discovery Communications – создала совместное предприятие, в котором оставила за собой допустимые 20 % акций. Но большинство все же сделали другой выбор – закрыть бизнес в России.