Крик – особый звук, и им нужно пользоваться избирательно

Благодаря особому воздействию на мозг, крик играет особую роль в выживании человека

Такой эффект крика, как привлечение внимания, объясняет, почему он помогает нам выживать в детском возрасте и в дни нашего раннего развития, показало новое исследование.

Невролог Дэвид Поппель из Нью-Йоркского университета говорит, что исследование частично было вдохновлено маленькими детьми. У его коллег, Люка Арналь и Адин Флинкер, были новорожденные дети и друзья с новорождёнными детьми. Поппель рассказывает, что «они постоянно говорили о том, как детские крики захватывали их мозг, так что они начали разбираться в этом вопросе с личным пристрастием».

Ученые хотели узнать, что еще отличает крики от других звуков, которые мы производим, кроме того, что они громче и выше тоном. Они использовали относительно новый подход называемый «Модуляцией спектра мощности», который определяет звуки, основанные на скорости изменения их объема.

В то время, как человеческий язык изменяется в объеме очень медленно – от 4 до 5 Гц (или циклов в секунду), они обнаружили, что крики имеют более высокую скорость модуляции в диапазоне от 30 до 150 Гц. Исследователи считали, что этот акустический диапазон – обширная пустыня, бесполезная для человеческого общения. Поппель утверждает, что на самом деле это – особое пространство, которое крики заполняют, чтобы привлечь внимание «целенаправленно, эффективно и быстро».

Чем выше скорость изменения звука, тем больше его так называемая «резкость». Поппель сравнивает резкость со «стробоскопическим эффектом – например, когда вы в клубе, и свет мигает так быстро», что это становится неприятно.

Его команда также обнаружила, что изготовленные промышленным образом сигналы тревоги обладают таким же качеством. Это впервые объясняет, почему они так быстро заставляют нас поворачиваться к звуку или просыпаться по утрам. Чем больше резкости в звуке, тем он страшнее.

Когда исследователи взглянули через МРТ сканер на мозговую деятельность людей в тот момент, когда они слушали крики и сигналы тревоги, они увидели, что миндалевидное тело – область, расположенная глубоко в мозге, которая обычно реагирует на страх, – захватывалась этими грубыми звуками. То есть, оно стало более активным в отношении звуков с большей резкостью.

Выявляя качество резкости в криках и привлекая внимание к тому, как они влияют на наш мозг, Поппель и его коллеги породили новый подход к тому, как мы понимаем резкие звуки.

Профессор Гарольд Гузулес изучает крики в Университете Эмори и считает, что их статья, опубликованная в журнале «Current Biology», помогает объяснить роль, которую крики играют в нашей эволюции.

«Свойства звуков, которые развивались для целей коммуникации, адаптировались для того, чтобы удовлетворять их потребностям. Крик на самом деле не предназначен для того, чтобы объявить: «Осторожно, здесь опасность». У нас есть язык, с помощью него мы можем быть гораздо более точными в определении нашей опасности. Крик говорит: «Я в беде, мне нужна помощь и я здесь».

Как объясняет Поппель, если бы мы кричали друг на друга все время, как пациенты, которые выражают «вербальное разрушительное поведение», эти сигналы тревоги потеряли бы всякий смысл. Он спрашивает: «что, если вам потом действительно нужно использовать крик, чтобы подать настоящий сигнал тревоги?»

Ответ – у нас были бы большие проблемы.