Сирийский кризис: в поиске компромисса

  • Виктор Васильев
Сергей Лавров и Джон Керри

Сергей Лавров и Джон Керри

Вашингтон и Москва достигли предварительную договоренность о прекращении боевых столкновений между участниками конфликта

МОСКВА – В Сирии продолжаются боевые столкновения между различными силами, задействованными в конфликте, причем сражения идут с переменным успехом, сообщают СМИ в понедельник, 22 февраля.

По последним данным, армия Башара Асада отчасти сумела восстановить контроль над единственной трассой, связывающей Алеппо с остальными провинциями, однако дорога остается заблокированной, поскольку простреливается. Ранее мировые информагентства передавали, что трассу, по которой шло снабжение правительственных войск в Алеппо, перерезала повстанческая группировка «Джунд аль-Акса», неожиданным ударом захватившая населенный пункт Расм аль-Нафал.

Военные события происходят на фоне неустанных попыток
США и России убедить стороны сирийского конфликта принять новое предложение о прекращении боевых действий.

В воскресенье госсекретарь США Джон Керри заявил, что по этому вопросу была достигнута «предварительная договоренность» с Москвой, и режим прекращения боевых действий может вступить в силу уже в течение нескольких дней. Глава внешнеполитического ведомства США побеседовал по телефону с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым. МИД РФ заявил, что две страны согласовали параметры перемирия. Однако подробностей плана ни один из дипломатов пока не раскрывает.

Эксперт Московского центра Карнеги, профессор Алексей Малашенко, оценивая перспективы установления перемирия в Сирии, считает, что контакты между Россией и США в этих целях необходимы, но задача усложняется наличием в регионе других игроков, интересы которых явно расходятся.

«Как мне представляется, Москве и Вашингтону хотелось бы придти к какому-то консенсусу, но ведь есть еще Турция, Саудовская Аравия, Иран, - добавил он в комментарии «Голосу Америки». - Поэтому, думаю, что шанс есть, но реализовать его будет очень непросто. Придется с кем-то договариваться, а на кого-то и нажимать».

На взгляд эксперта, ситуация складывается достаточно парадоксальная.

«Несмотря на существующие противоречия между США и РФ, все-таки именно эти два внешних актора на сегодня играют главную роль в урегулировании конфликта, - пояснил он. - Но опять-таки для успешных внутрисирийских переговоров, для того чтобы они перешли в новое качество и стали более продуктивными, нужны дополнительные усилия».

Тем не менее, у профессора есть ощущение, что пути решения проблемы будут найдены.

«К этому придут, хотя я пока не знаю, каким образом, - заметил он. - Тем более, что еще не понятно, будет ли Россия дальше продолжать бомбить или нет».

При этом Алексей Малашенко высказал «осторожную надежду» на позитивное развитие событий.

Напомним, Россия заявила, что не намерена прекращать бомбить то, что она называет позициями террористов в Сирии, даже если будет заключено международное соглашение о временном перемирии. Соединенные Штаты и другие страны, прилагающие усилия к тому, чтобы положить конец гражданской войне в Сирии, говорят, что российская авиация бомбит в основном не террористов из «Исламского государства», а тех повстанцев, которые воюют с сирийским правительством.

Накануне Amnesty International в интервью каналу Sky News обвинила Россию в «самых вопиющих военных преступлениях за последние несколько десятков лет». Правозащитники не раз выступали с подобными заявлениями. В декабре 2015 года Amnesty International опубликовала доклад, в котором утверждалось, что самолеты Военно-космических сил РФ в числе прочих объектов подвергли атакам мечети и рынки.

Впрочем, российские военные всегда категорически отрицали обвинения в свой адрес. Так, официальный представитель Министерства обороны Игорь Конашенков про доклад Amnesty International от 23 декабря сказал, что тот состоит из «фейков и штампов».

Глава представительства Amnesty International в РФ Сергей Никитин в интервью Русской службе «Голоса Америки» подчеркнул, что правозащитники будут говорить о нарушении прав человека независимо от того, как на это реагируют власти той или иной страны.

«Мы ожидаем прекращения в Сирии бомбежек российской авиацией мирных жителей, гражданских объектов – школ, больниц и так далее», - констатировал он.

Сергей Никитин также отметил, что правозащитники пытались связаться с представителями российских властей задолго до того как декабрьский доклад был опубликован.

«Прежде чем документ стал достоянием общества, мы предлагали официальным структурам страны прокомментировать имеющуюся у нас информацию, - продолжил он. - То есть, мы хотели выстроить конструктивный диалог. Непосредственно мне известно, что еще 9 декабря (чуть ли не за месяц до нашего брифинга) мои коллеги из Лондона обращались в Министерство обороны РФ, посылали им большое, на нескольких страницах письмо. Кроме того, они пытались связаться с военным атташе российского посольства в Лондоне. Ответом была тишина».

Очевидно, российские власти на такие послания правозащитников нарочито не отвечают, резюмировал Сергей Никитин. По его словам, правозащитники в России повсеместно «игнорируются, шельмуются, над ними издеваются».

«Очевидно, здесь проповедуется принцип, что мы, вот, заткнули свои уши и на критику оппонентов обращаем ноль внимания. Это, в общем-то, не удивляет, поскольку легко укладывается в том же самый тренд, что и внутри страны» - обобщил глава представительства Amnesty International в России.