Казахстан: число жертв в Актобе множится

Причины событий не становятся ясней, считают российские эксперты

МОСКВА - Силовики Казахстана в пятницу ликвидировали еще пятерых из числа нападавших на оружейные магазины и военную часть, сообщает 10 июня агентство Рейтер со ссылкой сообщение Комитета национальной безопасности (КНБ) страны.

По утверждениям силовиков, в одной из квартир они встретили вооруженное сопротивление и уничтожили четырех «террористов». Еще один человек, открывший на улице города огонь из гладкоствольного ружья по патрульному экипажу полиции, был убит в ходе завязавшейся перестрелки. При этом двое сотрудников правопорядка получили легкие ранения.

В сообщении КНБ также говорится о продолжении мероприятий «по стабилизации обстановки, розыску оставшихся преступников, установлению их связей и возможных сообщников».

По данным Рейтер, на сегодня число жертв в результате воскресного нападения в Актобе боевиков «неизвестного происхождения» составляет 25 человек.

Опрошенные Русской службой «Голоса Америки» эксперты полагают, что подоплека событий в Казахстане по-прежнему остается неясной. На взгляд политолога, эксперта по Центральной Азии Аркадия Дубнова, новая информация, поступающая из республики, ничего в этом смысле не меняет.

«Это похоже на войну городских «партизан», цели которых не вполне понятны и внятно не артикулированы, – добавил он. – А власти Казахстана не помогают прояснить картину происходящего, несмотря на то, что в их руках уже несколько дней находятся задержанные члены банды».

Позиция властей, как признается эксперт, сильно озадачивает его.
«Либо они так и не добились никакой серьезной информации, либо что-то скрывают, – предположил он. – Поскольку президент Назарбаев, выступая 8 июня, то есть на третий день после свершения терактов, по сути ничего не добавил к той версии, которая была изложена ранее, в первые же часы после атаки в Актобе, казахскими силовиками, утверждавшими, что это представители нетрадиционных религиозных конфессий».

Напомним, в распространенном президентской пресс-службой обращении к нации Назарбаев охарактеризовал нападения как теракт, организованный сторонниками радикальных псевдорелигиозных течений, получавшими инструкции из-за рубежа. Кроме того, президент назвал нападения признаками попыток организовать в стране «цветную революцию» по аналогии с событиями в Грузии и Украине, где в результате массовых волнений действующие лидеры были свергнуты и заменены прозападными правительствами.

Аркадий Дубнов не думает, что к событиям причастны представители "Исламского государства".

«Они в таком качестве, масштабе и количестве еще нигде себя не проявляли, и вообще это не их стиль, – аргументирует он. - Это скорее похоже на действия какой-то группировки казахского происхождения, которая демонстрируют свою фронду по отношению к центральной власти, и напоминает мне протестные выступления, проходившие не столь давно на западе Казахстана».

Так что это исключительно «внутриказахстанские всполохи», резюмировал политолог. По его оценке, события застали власти врасплох.

«Потому что силовики тут же стали отводить в сторону внимание общественности от событий а Актобе, выдумав совершенно баснословную теорию о попытке государственного переворота, которую они же доблестно предотвратили, – пояснил он. – Имею ввиду версию о «пивном короле» Тулешове, который якобы финансировал и организовывал «земельные» протесты».

С точки зрения эксперта, это была намеренно ложная информация в попытке переключить внимание с истинных мотивов беспорядков на мнимые.

«Но, например, президент страны на нее не «клюнул», полностью проигнорировав в своем выступлении», – констатировал он.

А самое печальное, по его словам, заключается в том, что Назарбаев вместо того чтобы изложить какую-то связанную версию событий, опять все свел к тривиальным выводам об опасности «цветных» революций, «следов которой в этой ситуации абсолютно не просматривается».
Все это – свидетельство растерянности властей, обобщил Аркадий Дубнов.

Эксперт Московского центра Карнеги, профессор Алексей Малашенко также убежден, что ситуация не стала более прозрачной. К наиболее вероятным вариантам он относит причастность к событиям исламистов, но делает это с оговорками.

«Все-таки это не совсем их почерк, – говорит он. – Там выступала толпа, в действиях которой не присутствовала организационная продуманность. Например, чтобы вооружиться, люди бросились в оружейный магазин… В общем, до конца в теорию про исламистов я еще не верю».

Профессор отметил, что путаницу также привносят непоследовательность и противоречивость в заявлениях представителей властных структур Казахстана. «Сразу после первого этапа событий высказывалось мнение, что это исламисты, потом те же люди отрицали это. А самое главное, по-моему, что нет связи между беспорядками в Актобе и арестами, которые произошли до этого в связи с земельными протестами».

Алексей Малашенко допустил, что события в казахстанской глубинке могли развиваться спонтанно.

«Возможно, случилось, как это порою бывает у нас на Северном Кавказе, когда исламская проблема сочетается с местью, допустим, за брата или несправедливо осужденного родственника, – рассуждает он. – Наверное, за всем этим кроются некие комплексные и системные причины».

Словом, тут еще очень много непонятного, резюмировал эксперт.
«Очевидно, должно пройти какое-то время и нужно будет сопоставить официальную информацию с той, которая исходит от людей, занимающих иную позицию, прежде чем пытаться подвести черту под событиями», - заключил он.

Пока Алексей Малашенко предпочел не делать окончательных выводов.