СМИ в России: источник информации или «информационная угроза»?

  • Виктор Васильев

Слева направо: главные редакторы российских газет Павел Гусев, и Виктор Лошак, президент профсоюза работников СМИ Александр Любимов и президент РФ Владимир Путин на международной конференции по СМИ. Москва, Россия. 5 июня 2006 г.

Журналисты – о положении в российской медийной сфере

МОСКВА – В России сверх всякой меры зарегулирована деятельность средств массовой информации, что не совместимо с принципом свободы слова. Об этом в четверг 11 июня заявил на Всемирном конгрессе русской прессы в Москве глава Союза журналистов Москвы (СЖМ) Павел Гусев.

Его цитирует агентство «Интерфакс»: «За последние четыре года наши депутаты внесли более 400 поправок, пытающиеся уничтожить российские СМИ, сделать из них ручных зверьков». По оценке Гусева, в результате подобного законотворчества российские СМИ лишились 40% рекламного рынка.

Кроме того он подчеркнул, чтонаибольший прессинг сейчас испытывает печатный сегмент прессы. В итоге за последние два года закрылось около 40% киосков печати, «Почту России» лишили государственных дотаций, из-за чего стоимость подписки на издания увеличилась на 80%, и она стала практически недосягаемой для основной массы читающей аудитории.

Также, по данным Павла Гусева, на сегодня 85% российских СМИ принадлежат либо государству, либо аффилированным к нему структурам.

«И это создает информационную угрозу для населения и журналистского сообщества. Журналист теряет свою профессию», – резюмировал глава московской организации журналистов.

Положение со свободой слова в РФ Русская служба «Голоса Америки» попросила оценить руководителя фонда «Общественная экспертиза» Игоря Яковенко, в прошлом генерального секретаря Союза журналистов России.

По его убеждению, свободы слова в России – как системы – практически нет.

«Еще можно говорить о том, что существуют какие-то трещинки, через которые свобода слова все-таки проникает, есть какие-то небольшие очаги, где она ютится, – уточнил он. – Но как системы ее, безусловно, не существует».

По словам Яковенко, в России доминируют государственные средства массовой информации.

«И тот контент, который в них происходит, это даже не пропаганда, а источник информационной войны, – добавил он. – Поскольку это не внедрение какой-то системы взглядов, какой-то идеологии – здесь нет никакой идеологии. По сути дела, это формирование некоторого управляемого хаоса в головах людей».

В России нет ни свободы слова, ни рынка медиа, ни общественного вещания и не действует законодательство в области СМИ, настаивает глава «Общественной экспертизы»: «Все это довольно очевидно и идет по нарастающей. Этот управляемый хаос формировался в течение 15 лет с момент принятия доктрины информационной безопасности и уничтожения НТВ. В результате мы и получили то, что сейчас имеем».

Как ему представляется, огромное количество поправок, касающихся СМИ, разработаны отнюдь не случайно.

«Разумеется, деятельность этого сумасшедшего принтера, который у нас называется Государственной думой, целенаправленна, – считает эксперт. – Это деятельность по хаотизации законодательства. Потому что законы, принятые Госдумой, совершенно невозможно выполнять, поскольку внедрены абсолютно не правовые понятия».

По свидетельству Яковенко, средства массовой информации в России могут закрываться просто по произволу чиновников.

«Причем нет никакой возможности понять, за что, – говорит он. – Как это случилось, например, с “Ежедневным журналом”, и с “Гранями.ру” – заблокировали информационные ресурсы, но забыли сказать, за что. Произвол чиновников порой становится абсолютным».

С точки зрения главы фонда, российское медийное поле серьезно деградировало и превратилось в совершенно уникальное явление: «Это явление, которому в истории человечества нет примеров. Точно так же, как в истории человечества не было войны, которая была бы организована средствами массовой информации. А война в Украине – это как раз такая война».

Игорь Яковенко назвал российские государственные телеканалы «машиной по производству войны». На его взгляд, это «уникальное явление» требует разбирательства в международном трибунале.