Ось Пекин-Москва и неблагоприятная конъюнктура

  • Виктор Васильев

Дмитрий Медведев

Каков тренд в российско-китайских отношениях, разбирались эксперты

МОСКВА – Российский премьер Дмитрий Медведев c 14 по17 декабря посетит с официальным визитом Китай. Об этом во вторник, 1 декабря, сообщила пресс-служба правительства РФ. Кроме того, в указанные сроки в городе Чжэнчжоу пройдет заседание совета глав правительств государств-членов ШОС, в котором Медведев примет участие.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) основана в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. В 2015 году к ШОС присоединились Индия и Пакистан. В итоге общая территория входящих в организацию стран составила более 34 млн км², а общая численность населения стран-членов ШОС достигла примерно 3 млрд. 40 млн человек.

Также, согласно сообщению пресс-службы кабинета министров РФ, в Пекине состоится встреча глав правительств России и Китая. К этому моменту приурочат подписание ряда двусторонних межправительственных, межведомственных и корпоративных документов.

Встретится Дмитрий Медведев и с председателем КНР Си Цзиньпином. Планируется, что они выступят на церемонии открытия Всемирной конференции по управлению Интернетом «Общий и совместно управляемый взаимосвязанный мир – строительство интернет-сообщества с единой судьбой».

Как выглядят отношения между Москвой и Пекином в свете последних мировых событий и заявленных прежде совместных амбициозных проектов, каков тут тренд? Опрошенные Русской службой «Голоса Америки» аналитики считают, что, в принципе, ось Пекин-Москва медленно, но верно укрепляется, однако не все обстоит гладко.

Эксперт Московского центра Карнеги Александр Габуев отметил что российско-китайские отношения развиваются в крайне неблагоприятных внешних условиях.

«Во-первых, обвалилась цена на нефть и на значительную часть биржевых товаров, которыми Россия торгует, – пояснил он. – Поэтому пока цены остаются нестабильными, договориться об условиях инвест-проектов и условиях размещения инвестиций по освоению месторождений, строительству инфраструктуры и так далее довольно сложно из-за рыночной непредсказуемости».

Это совершенно нормально, констатировал Габуев.

«Мы увидели обвал торгового оборота (между двумя странами) – примерно на треть, – продолжил он. – Ожидается, что в этом году он снизится где-то с 90 миллиардов долларов примерно до 60 миллиардов. Но точно также, даже больше, обваливается торговля (России) с Европейским союзом и с другими партнерами. Это прямое следствие падения цен на нефть».

Китайский рынок упал до самого низкого уровня за последний месяц, передает агентство Bloomberg во вторник. По мнению аналитиков агентства, это случилось из-за слабых экономические показателей: активность в перерабатывающей промышленности в стране снизилась до минимума за 3 года. Лидерами снижения котировок среди китайских компаний выступили представители финансовой и энергетической отраслей.

По оценке эксперта Московского центра Карнеги, в двусторонних отношениях отнюдь не все происходит так стремительно, как изначально рассчитывала российская сторона.

«Китайские деньги быстро не приходят (в Россию) и не текут рекой, – пояснил он. – Так как банки Поднебесной вынуждены действовать с оглядкой на санкции. Но это тоже нормально».

Вместе с тем эксперт Александр Габуев не уверен, что можно говорить о каком-то реальном полномасштабном повороте России на Восток, что неоднократно декларировала Москва.

«По большей части, это все риторика, – полагает он. – Потому что все равно у России свыше половины торговли приходится на Запад и Европейский союз, и уйти от этой зависимости, которая сложилась, и за короткий срок выстроить полноценную альтернативу при крайне неблагоприятных условиях, очень сложно».

Но движение в этом направлении идет, уверен аналитик: «Оно сравнительно медленное, но последовательное. И чем дальше, тем заметнее будут результаты».

По прогнозам Габуева, это проявится в течение 10-15 лет.

С точки зрения заместителя директора Института мировой экономики и международных отношений РАН профессора Геннадия Чуфрина, во взаимоотношениях России и Китая надо четко различать две стороны: политическую и сугубо экономическую.

«Что касается политической составляющей, то и Москва, и Пекин неизменно выражают намерение укреплять свои связи, – констатировал он. – А экономическая часть тесно связана с быстро меняющейся конъюнктурой цен на валютном рынке, на товары двустороннего обмена, в частности энергетические товары».

Как представляется профессору, это вносит очень существенные коррективы в планы, которые были провозглашены двумя странами.

«Первоначальные планы выглядели достаточно реалистичными, когда они клались на бумагу и подписывались, имею ввиду строительство «большой трубы» (газопровода «Сила Сибири») и так далее, но жизнь есть жизнь», –обобщил Геннадий Чуфрин.

Стоимость совместного проекта, получившего название «Сила Сибири», оценивается от $55 млрд. до $70 млрд.

Одновременно замдиректора Института мировой экономики и международных отношений считает, что Китай и Россия имеют свои достаточно ярко выраженные геополитические пристрастия.

«Это находит отражение, в частности, в том, что Россия сконцентрировала внимание на своем южном «подбрюшье», а Китай по понятным причинам должен решать вопросы, связанные с перспективами Транстихоокеанского партнерства (ТТП), своим местом и ролью в этой структуре», – заключил он.

По прогнозам ИМЭМО, доля стран ТТП (вместе с Японией) в мировом ВВП может достигнуть 38-40 % и четверти оборота мировой торговли.