Константин Боровой: о России, Украине и санкциях

  • Виктор Васильев

Константин Боровой (слева). Архивное фото.

Российский политик настаивает на необходимости усиления мер экономического воздействия против Москвы

МОСКВА – Для укрепления возникшего в результате достигнутого перемирия стабилизационного процесса на востоке Украины необходимо введение на территорию региона вооруженного контингента «третьей стороны», считает российский предприниматель и политик Константин Боровой. Он также полагает, что санкционный режим в отношении России должен быть продолжен и усилен.

Об этом и многом другом Боровой рассказал в эксклюзивном интервью Русской службе «Голоса Америки»

Виктор Васильев: Как вы оцениваете достигнутое перемирие на востоке Украины?

Константин Боровой: Говорить сегодня о том, что в руководстве России возобладал здравый смысл, было бы опасным заблуждением. Речь идет, конечно же, о полученной передышке и продолжении агрессии. Никто в Кремле не собирается освобождать аннексированный Крым, выводить войска из Донбасса. Это попытка сбить волну негативного общественного мнения, ну и дать передышку для переформатирования войск.

В.В.: Что же нужно, чтобы зацементировать стабилизационный процесс в регионе?

К.Б.: Думаю, что решающие изменения могут последовать только после того как вооруженные силы третьих стран окажутся на территории Украины и смогут обеспечить безопасность мирных граждан. Потому что бессмысленно говорить сегодня о том, что эти террористические формирования под названием ДНР и ЛНР – или по другому: отряды Главного разведывательного управления – являются политической силой, способной участвовать в переговорах. Если и когда появится третья сила, то это может привести к тому, что воюющие стороны будут разведены. А воюют два государства – Россия и Украина. Если до начала конфликта 18 процентов украинцев выступали за автономизацию востока Украины, то теперь, после военных действий полагаю, там не наберется и 7 процентов таковых. Основная часть населения востока Украины хотят просто спокойствия, мирной жизни. И добиться этого можно только выводом вооруженных сил России с территории Украины.

В.В.: Что вы думаете о международных санкциях в отношении России?

К.Б.: Считаю, что нет никакого намека на снижение противостояния, как и на вывод российских войск с востока Украины, с территории Крыма. Нет никакого намека и на отвод российской армии от границ с Украиной. Это значит, что нажим должен быть продолжен и усилен. Сегодня все еще остаются санкционные инструменты для политического решения вооруженного конфликта. Но только в случае, если эти инструменты будут действовать очень сильно. Если они будут, как это было раньше, лишь угрозой, то это ни к чему хорошему не приведет. Был такой момент, когда угроза санкций давала определенный результат, во всяком случае, сдерживала агрессию со стороны Москвы. Но если сейчас санкционный инструмент продолжит оставаться лишь угрозой, то он рискует превратиться в свою противоположность, то есть может спровоцировать действия вооруженных сил России.

В.В.: России, похоже, удалось временно отодвинуть от себя новый виток санкций. Что послужило тому причиной?

К.Б.: Думаю, как всегда, причин было очень много. Это и разногласия между США и ЕС, и чрезмерная осторожность по введению санкций. Это и естественный, понятный страх политиков использовать слишком сильный инструмент. Потому что начало военных действий при вмешательстве ЕС и США в конфликт, конечно, приведет к дополнительным человеческим жертвам. И этого никто не хочет.

В.В.: Как, по-вашему, будут развиваться события?

К.Б.: Сегодня все в руках США. Даже не ЕС, потому что он чуть-чуть задерживается в действиях. В зависимости от того, насколько жесткой будет позиция Вашингтона, этот конфликт либо быстро разрешится, либо примет острые или тлеющие формы.

В.В.: Насколько серьезное воздействие могли бы оказать на руководство России отложенные санкции?

К.Б.: В данном случае санкционные действия столкнулись с пропагандистским, или мобилизационным, советского типа инструментарием. В таких условиях воздействие здравого смысла, санкций в форме экономического ущерба очень слабое. Это, как ни странно, подстегивает внутреннюю пропагандистскую истерию. Мобилизационные схемы срабатывают. Раньше я много раз говорил, что санкции должны быть длительными для достижения их воспитательного эффекта. Но сегодня ситуация изменилась. Санкции должны быть очень резкими и жесткими. В противном случае они способствуют пропагандистской вакханалии, устроенной в России.

В.В.: В какой мере это осознают в остальном мире?

К.Б.: Есть ощущение, что Запад совершенно не учитывает эту информационную составляющую. В условиях, когда в России и на востоке Украины включена мощнейшая пропагандистская кампания (со стороны России), которая позволяет по существу извратить направление вводимых санкций, их цель и значение. Я только что из США, из нормальной информационной среды, и у меня такое ощущение, что там никто не понимает, что информационная среда внутри России совершенно другая. Благодаря Интернету, казалось бы, можно было бы рассчитывать на то, что граждане получают полную информацию о том, что происходит в мире. Тем не менее, это не так. И именно это позволяет извращать суть санкций. Я в США говорил с несколькими политиками. Они не чувствуют опасности, идущей от этой информационной составляющей, что, в общем, объяснимо. Очень трудно себе представить, что в современном мире, при наличии Интернета, можно создать информационную среду наподобие той, которая существует в России. Это совершенно новый информационный феномен. Для него свойственно подавление всякой достоверной информации очень мощным пропагандистским потоком.

В.В.: Это позволяет манипулировать общественным сознанием?

К.Б.: Да, конечно. И основное, что происходит в этот момент – превращение любого правдивого информационного сообщения в его прямую противоположность. Ведь санкции на самом деле направлены на исправление извращений в политике государства и защиту граждан России. А благодаря пропагандистской кампании санкции воспринимаются как форма борьбы злокозненного Запада с простыми гражданами России, цель которого – нанести ущерб стране и каждому ее жителю. Концепция, которая сейчас доминирует в российском пропагандистском пространстве, заключается в том, что именно Запад и США создали условия для войны, для противостояния на Украине. А этому, увы, практически ничего не противопоставляется. Необходимо восстанавливать инструменты информационного воздействия, нужны радиостанции, нужно расширять информационный поток уже существующих каналов. Нужна мощная информационная работа, которая позволила бы открыть информационное пространство для граждан России.