Жизнь после «Визы»

Могут ли международные платежные системы покинуть Россию?
Россия не будет отказываться от систем Visa и MasterCard после введения национальной платежной системы, заявил министр финансов РФ Антон Силуанов. «Мы не можем отказаться от этих систем, так как более 90% пользователей платежных систем работает с ними», – пояснил он, не уточнив, однако, как будет решаться проблема гарантийных депозитов, которые международные платежные системы (МПС) после внесения соответствующих поправок в национальное законодательство должны будут разместить в Банке России.

Ситуация с размещением гарантийных депозитов между тем представляется непростой: с начала следующего месяца Visa и MasterCard обязаны будут вносить на специальный счет в Банке России обеспечительный взнос, размер которого равен сумме переводов денежных средств, осуществленных на территории РФ в течение двух дней. По оценкам американского банка Morgan Stanley, в общей сложности МПС придется внести в ЦБ около 100 млрд рублей (то есть, порядка 330 млн долларов), при том, что чистая годовая выручка MasterCard в России составляет 160 млн долларов, а выручка Visa – 350 – 470 млн. Эксперты утверждают, что при таком раскладе МПС выгоднее будет покинуть российский рынок.

С неутешительными для России заявлениями также выступил на встрече в Бостоне гендиректор Visa Чарли Шарф. По его словам, руководство МПС готово отказаться от сотрудничества с Россией в том случае, если его обяжут выплачивать многомиллионный обеспечительный взнос. «Новые требования России выходят за рамки того, что мы готовы сделать, – пояснил он. – Я надеюсь, что мы сможем прийти к другому варианту, а не дожидаться 1 июля и отказываться принимать в этом участие».

Российский взгляд

Высокопоставленные российские политики, тем не менее, не теряют оптимизма. В недавнем интервью премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что в настоящий момент между ЦБ РФ и МПС идут переговоры на эту тему: «Пока ситуацию никто не драматизирует, но согласитесь, после того, что устроили наши уважаемые партнёры в отношении наших российских банков, какая-то реакция должна была быть».

Ранее глава министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что Россия сможет найти замену Visa и MasterCard, если те решат покинуть российский рынок. «Это виртуальные деньги и виртуальные денежные переводы, и все, что виртуально, особенно сегодня, может быть "повторено" в России и других странах, – пояснил министр. – Многие эксперты знают, как это работает».

Однако не все политические деятели настроены так спокойно. Финансовый омбудсмен РФ Павел Медведев в комментарии Русской службе «Голосу Америки» заявил, что уход Visa и MasterCard с российского рынка может обернуться катастрофой. «Такое развитие событий вполне возможно, хотя мне бы этого не хотелось, – заявил он. – Если Visa и MasterCard уходят, то жизнь останавливается, и я думаю, что тогда наша жизнь снова превратится в бесконечные очереди и чудовищные денежные потери».

Бывший советник Morgan Stanley и доцент экономического факультета МГУ Олег Буклемишев также оценивает ситуацию в достаточно негативном ключе. «Мне хочется верить, что будет принято решение, которое не даст пострадать обычному потребителю: ведь неудобно будет, если ваша банковская карта откажет во время поездки за границу, – рассказал он корреспонденту Русской службы «Голоса Америки». – А то, что такое развитие событий совершенно реально со сценарной точки зрения, в это я верю».

Национальный ответ МПС

В последнее время – едва ли не с самого майдана – среди экспертов и политиков не утихает дискуссия по поводу создания национальной платежной системы. Соответствующее решение было принято еще в начале мая. Однако возможно ли осуществить этот проект, и сможет ли национальная платежная система хоть отчасти заменить россиянам Visa и MasterCard?

Павел Медведев уверен, что ответы на оба эти вопроса будут отрицательными, в первую очередь потому, что нынешний уровень российского производства не позволит решить проблему с технической точки зрения. «Вопрос тут только в том, насколько глубоко национальной будет платежная система, будет ли сервер национальный или американский? – отмечает он. – Компьютеры такого класса, который необходим, чтобы повесить на них систему расчетов, должны быть очень быстрые, с очень емкой памятью и очень надежные, а у нас ничего похожего нет». По словам Медведева, даже механизмы, собранные в России из иностранных деталей для военных целей, недостаточно быстры для решения подобной задачи.

При этом сама по себе идея об использовании зарубежных деталей при создании российских информационных и платежных систем вовсе не кажется омбудсмену зазорной. «У нас есть Сбербанк, у которого компьютеры и банкоматы иностранные, и в этом нет ничего плохого, тем более что он соревнуется с иностранными банками, – пояснил он. – В этом смысле я приветствую национальную платежную систему».

Однако национальный проект, призванный создавать в России с нуля то, что успешно работает за границей, представляется эксперту абсурдным. «Давайте признаем: это невозможно и это самообман, плести национальные лапти и изобретать велосипед нет смысла, когда все это уже много лет работает за границей», – резюмировал он и выразил надежду, что МПС российский рынок все-таки не покинут.

О проблемах, которые обязательно встанут на пути создания российской платежной системы, упомянул и Олег Буклемишев.

«Концепция национальной системы ни инструментально, ни содержательно, насколько я понимаю, не готова до сих пор, и я думаю, что потребуется полгода, а то и больше для отладки с точки зрения техники, с точки зрения правовой и с точки зрения подключения к международному обороту, – констатировал он. – И, даже если все решения будут приняты, это все равно будет намного дороже, чем при нынешнем состоянии дел».

Именно это, по словам экономиста, беспокоит его в первую очередь, так как тогда «за транзакцию рядовому потребителю придется платить больше». «Так что переход с Visa и MasterCard неразумен, но технически возможен», – подвел итог Олег Буклемишев.