«Бдительный орел» отправляется выслеживать террористов

  • Василий Львов

6 августа стартовали совместные антитеррористические учения вооруженных сил США и России «Бдительный орел – 2010». Их первый этап продлится до 14 августа. Учения пройдут на территории обеих стран с основными штабами в Колорадо-Спрингс и Хабаровске, а также вспомогательными в Анкоридже и Петропавловске-Камчатском, и будут направлены на перехват самолета с террористами на борту. Из Аляски «захваченный» самолет полетит на Дальний Восток, а потом вернется на аляскинскую авиабазу. В учениях задействованы российские и американские самолеты дальнего радиолокационного обнаружения, перехватчики и топливозаправщики.

С 8 по 11 августа к России и США присоединится Канада. Вместе страны проведут учения своих ВВС и диспетчерских служб.

«Я не думаю, что эти учения нацелены именно на борьбу с терроризмом», – заявил в интервью Русской службе Голоса Америки Анатолий Цыганок, руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа. С его точки зрения, терроризм – это предлог для данных учений, «чтобы создать такую систему, в которой активно могли бы действовать ВВС всех частей». Истинная же цель учений, по мнению Анатолия Цыганка, – возможность подготовки миротворческих операций.
«Как бы Россия не писала военную доктрину, хотя в этой военной доктрине всегда говорится, что якобы НАТО является врагом, на самом деле это совершенно не так», – отметил Цыганок.

Смена тактики

Генеральный директор международного центра «За справедливую внешнюю политику» Сергей Зацепилов считает, что Россия, не сумев взаимодействовать с НАТО через ОДКБ, изменила тактику и налаживает контакты с такими ключевыми странами Североатлантического блока, как США и Канада.

«Российское руководство убедилось в том, – говорит Зацепилов, – что более эффективно осуществлять развитие отношений с отдельными странами, играющими ведущую роль в организациях межгосударственных или внешнеполитических, чем пытаться дружить с организацией в целом».

Алексей Фененко, ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН, согласен с тем, что такого рода операция может быть связана с более широкими направлениями, нежели борьба с террористами, захватившими самолет. На его взгляд, здесь возможны несколько вариантов.

Вариант первый – Афганистан. Ситуация в этой стране обостряется. Кроме того, Нидерланды заявили о выводе войск оттуда. О том же подумывают и в Германии.
«На этом фоне администрация президента Обамы была бы очень заинтересована в том, чтобы Россия приняла участие в антитеррористической операции в Афганистане, пусть даже с помощью транспортных самолетов, или, если допустить невероятное, военно-транспортных самолетов» – отметил Алексей Фененко.

Второе направление, важное для американцев и для русских, продолжил Фененко, – это Пакистан. Эксперт представил такой случай:
«Представьте себе такое – резко происходит осложнение ситуации в соседнем с Афганистаном Пакистане, где есть большое количество ядерных объектов. Те же талибы захватывают какой-то ядерный объект Пакистана, предъявляется ультиматум НАТО – например, с целью окончательно вывести войска из Афганистана. В противном случае – подрыв этого устройства. России такой взрыв угрожает в первую очередь, ведь она гораздо ближе находится к Пакистану, чем США» – подчеркивает эксперт.

«Для такой ситуации у США и у Великобритании есть силы быстрого реагирования, но в поведении британского союзника американцы не очень уверенны, и они не исключают, что в такой ситуации им понадобится помощь России», – считает Алексей Фененко.

Китайский фактор

Эксперты призывают не забывать и о Центральной Азии, как факторе влияния на дальнейшее сотрудничество России и США в сфере противодействия терроризму.
«С одной стороны, американцы не исключают возможности резкой дестабилизации ситуации в Центральной Азии, а события в Киргизии показали, что такое может в принципе произойти, и это потребует какого-то военного вмешательства, но при этом не забывают американцы и о факторе Китая, – подчеркивает Алексей Фененко. – В настоящее время есть две организации, обеспечивающие коллективную безопасность Центральной Азии – ШОС и ОДКБ. Если Россия проводит гипотетические учения совместно с американцами по ликвидации антитеррористической опасности, в том числе с использованием боевой авиации и с прицелом на Центральную Азию, то встает вопрос – а как на это отреагирует Китай?».

«Здесь может быть попытка американцев вбить клин между российской и китайской стороной в рамках ШОС», – предположил эксперт.
Подобные учения, заключил Алексей Фененко, призваны, кроме всего прочего, показать, что Россия и США «нацелены на режим открытого неба», хотя не все в Америке это поддерживают.

Россия присоединилась к договору «Открытое небо» в 2001 году. Страны, ратифицировавшие его, могут исследовать с воздуха военную инфраструктуру друг друга, чтобы следить за ее изменениями и таким образом поддерживать мир.

О других событиях в мире читайте здесь