Белому дому не дают закрыть Гуантанамо

Республиканцы в Конгрессе не хотят выселять заключенных тюрьмы на Кубе

Намерения администрации Обамы закрыть, наконец, тюрьму в Гуантанамо на Кубе вновь могут быть нарушены. Причина этому – последние события в Афганистане. Несколько дней назад там был ликвидирован некий Абдул Рауф, бывший заключенный Гуантанамо.

Когда его захватили в плен в Афганистане, Рауф сумел выдать себя за рядового талиба. Однако, после освобождения из Гуантанамо в 2007 году он вернулся в Афганистан. Там Рауф долго и успешно вербовал террористов в ряды «Исламского государства», пока на прошлой неделе он не был уничтожен ракетой, выпущенной американским беспилотником.

Республиканцы в Конгрессе США восприняли эту новость, как новое доказательство того, что тюрьму Гуантанамо ни в коем случае нельзя закрывать, чтобы не поставлять исламских экстремистов в горячие точки планеты.

Споры между Белым домом и Конгрессом по поводу дальнейшей судьбы тюрьмы Гуантанамо идут очень давно, практически с того момента, когда Барак Обама был впервые избран президентом США в 2008 году. По утверждению Обамы, помимо того, что это – «пятно» на репутации Америки, расходы на содержание Гуантанамо совершенно себя не оправдывают. Поскольку американские законы не позволяют переправить заключенных на территорию США, правительство вынуждено ежегодно тратить около 200 млн. долларов, чтобы держать в тюрьме 122 человека, подозреваемых в терроризме.

Иного мнения придерживаются оппоненты Обамы из Республиканской партии, которые теперь контролируют обе палаты Конгресса. Как они утверждают, даже если переселить всех заключенных Гуантанамо в другие страны, с которыми существуют соответствующие договоренности, нет никакой гарантии того, что все эти военнопленные не окажутся в Ираке или Афганистане и вновь не займутся террористической деятельностью.

«Мы постоянно обсуждаем, какой силой обладают боевики и нужно ли продолжать с ними войну, но я говорил об этом раньше и повторю сейчас: факты говорят сами за себя.Прямо сейчас они угрожают нам, а также нашим союзникам и партнерам в Афганистане, так что война с ними полностью оправдана», – заявил пресс-секретарь Пентагона контр-адмирал Джон Кирби на недавнем брифинге в Вашингтоне.

Необходимо остановить это взаимопроникновение террористических движений по всему миру, считают сторонники сохранения тюрьмы Гуантанамо, как в Конгрессе, так и в Пентагоне. Они призывают не выпускать оттуда ни одного заключенного, и одновременно активизировать точечные удары с дронов-беспилотников по главарям боевиков. Именно эта тактика привела к успешной ликвидации таких видных исламистов как Анвар аль-Авлаки в Йемене и вот теперь – Абдул Рауф в Афганистане.

«Американские силы осуществили точечный удар в провинции Гельменд. В результате ликвидированы 8 человек. Среди них – Абдул Рауф, бывший командир отрядов талибов, – сообщил сразу же после операции контр-адмирал Джон Кирби, – Успех этой миссии подтверждает необходимость того, чтобы в борьбе с террористическими группировками мы использовали все средства, имеющиеся в нашем распоряжении: финансовые, политические и, разумеется, военные, в случае если эти группировки вредят нашим интересам или интересам наших союзников».

Успешные антитеррористические операции союзников в зоне конфликта не решают главной проблемы с захваченными джихадистами: после освобождения многие из них присоединяются к экстремистским организациям в Афганистане, Йемене, Ираке и Сирии. Так, некоторых из них американские спецслужбы переправили в Катар, но наблюдение властей за ними, скорее всего, будет официально прекращено через год после освобождения. Те же джихадисты, что оказались в Йемене, дождались смены власти в стране, и, вполне возможно, теперь получат полную свободу действий. По этим причинам, последним шагом сенаторов-республиканцев стало представление на минувшей неделе нового законопроекта, который 12 февраля был утвержден к рассмотрению сенатским Комитетом по вооруженным силам. Он запрещает перевод заключенных Гуантанамо в другие места на весь период, оставшийся до окончания президентского срока Барака Обамы.