Волнения на Ближнем Востоке: повторение пройденного

Стена из цементных блоков вокруг посольства США в Египте. Каир, 14 сентября 2012 года.

В последнее десятилетие жители мусульманских стран неоднократно выражали свое возмущение с помощью насильственных протестов
Антиамериканские протесты в странах Северной Африки и Ближнего Востока приобрели значительный масштаб, однако подобное неоднократно происходило и ранее.

Вместе с тем, приводя ретроспективу фактов, мы должны помнить: в последние годы «арабская улица» – общий для арабских стран феномен, не раз становилась частью общенародных выступлений, направленных против тирании, политического обмана и коррупции.

Поводом для начала нынешних акций протестa стало появление на портале YouTube 15-минутного трейлера любительского фильма «Невинность мусульман», предположительно снятого в США. Трейлер смонтирован из ряда плохо связанных друг с другом эпизодов: исламские экстремисты устраивают погром в кабинете врача-христианина; человек по имени Мухаммед общается с богатой вдовой; он призывает своих последователей к различным жестокостям; его избивают многочисленные жены и прочее. При этом эпизоды фильма мало согласуются с историческими реалиями: так, Мухаммед призывает раввина читать Коран, в то время, как Коран появился уже после смерти пророка.

Право

Стоит подчеркнуть, что свобода слова в США – в том числе, предполагающая свободное выражение мнений о различных религиях – зафиксирована в Первой поправке к Конституции, которая гласит: «Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению какой-либо религии или запрещающего свободное исповедание оной либо ограничивающего свободу слова или печати». В силу этого, в Соединенных Штатах свободно продается, например, книга Адольфа Гитлера «Майн Кампф», распространение которой запрещено во многих европейских государствах.

В свою очередь, подобная интерпретация биографии Мухаммеда во многих мусульманских странах считается уголовным преступлением. Так, в Египте запрещено снимать фильмы о пророке. В Пакистане человек был отправлен за решетку за то, что написал имя Мухаммеда на стене туалета. В Судане был осужден иностранный учитель, который назвал Мухаммедом плюшевого медвежонка.

Как указывает Тахир Ахмад в книге «Реакция ислама на проблемы современности» (Tahir Ahmad, Islam's Response to Contemporary Issues), непочтительное отношение к Мухаммеду преследуется по законам Шариата, как одно из тяжелейших преступлений и как святотатство – в частности, запрещено рисовать его портрет. Салафиты (то есть, исламские радикалы) считают, что люди, совершившие подобное преступление должны быть казнены.

В «Энциклопедии ислама» (Encyclopedia of Islam), изданной под реакцией профессора Калифорнийского университета Хуана Эдуардо Кампо (Juan Eduardo Campo), подчеркивается, что в подобной ситуации смертный приговор может быть вынесен (и регулярно выносился) не только мусульманам, но и адептам иных религий. Это объясняется тем, что произнесение хулы на пророка ставит этого человека в состояние войны с мусульманами.

Так, еще при жизни Мухаммеда его последователи уничтожили многих иноверцев, которые критически отзывались о пророке и об исламе. Широко известна, например, история поэта Кааба ибн аль-Ашрафа. Мухаммед как-то спросил своих последователей: «Кто бы из вас освободил меня от сына Ашрафа?». Один из молодых мусульман вызвался сделать это и получил разрешение Мухаммеда. Аль-Ашраф был убит.

Историк Бат Йеор в книге «Закат восточного христианства под властью ислама» (Bat Yeʼor, The Decline of Eastern Christianity Under Islam: From Jihad to Dhimmitude) отмечает, что обвинения иудеев в том, что они оскорбили пророка Мухаммеда неоднократно становились причиной частичного или полного уничтожения целых еврейских общин. Подобное произошло, например, в Тунисе и Хамадане (1876 год), Алеппо (1889), Сулеймании (1895), Тегеране (1897) и Мосуле (1911).

Протест

Нынешние волнения приобрели значительный размах, однако это далеко не первый пример столь бурной реакции некоторых мусульман, желающих защитить пророка Мухаммеда.

Так, в 1997 году в ряде арабских государств и в Индии вспыхнули волнения после того, как выяснилось, что зал Верховного Суда США украшает барельеф (был изготовлен в начале 1930-х годов), на котором изображены великие законодатели – среди них были Моисей, Конфуций, Юстиниан и Мухаммед. Возмущенные мусульмане требовали убрать фигуру Мухаммеда, однако Верховный суд США отказался пойти на этот шаг. Конфликт затух примерно через неделю.

В 2002 году американский пастор Джерри Фалвелл критически отозвался о Мухаммеде в программе новостей телеканала CBS (в частности, он назвал пророка «террористом»). Протесты охватили многие страны Ближнего Востока, один из имамов даже выпустил фетву, разрешающую убийство Фалвелла. Через шесть дней пастор принес извинения, указав, что не желал нанести оскорбление законопослушным и мирным мусульманам.

В конце 2005 года датская газета Jyllands-Posten опубликовала серию карикатур, героем некоторых из них был Мухаммед. Датские мусульманские организации выразили возмущение этой публикацией, но не добились от властей страны никаких действий в отношении газеты. Тогда они сообщили о случившимся единоверцам на Ближнем Востоке. Через пять месяцев после публикации волнения вспыхнули во многих странах: террорист-самоубийца взорвал машину у посольства Дании в Пакистане, в Сирии, Ливане и Иране были предприняты попытки поджога посольств Дании. Мусульманская молодежь устроила погром и в Копенгагене. Волнения унесли жизни, по меньшей мере, 139 человек.

Ряд ближневосточных государств запретил экспорт датских товаров, в странах, правительства которых не предприняли таких мер, был организован потребительский бойкот (аналогичный запрет решением Рамзана Кадырова был введен в Чечне). Парламент Ирана высказался за разрыв всех отношений с Данией.

За головы датских карикатуристов и журналистов были объявлены награды, спецслужбы Дании смогли предотвратить несколько терактов, целью которых были сотрудники Jyllands-Posten. Последние попытки терактов были раскрыты в 2010 году: в Копенгагене террорист случайно взорвал бомбу, которую собирался послать в письме в газету, в Норвегии, Швеции и Дании были арестованы шесть исламских радикалов, планировавших нападение на Jyllands-Posten.

В 2006 году в выступлении перед академической аудиторией в Германии Папа Бенедикт XVI процитировал слова византийского императора Мануэля Палеолога: «Покажите мне, что принес Мухаммед нового, и вы увидите только злые и негуманные вещи, как например, его заповедь распространять веру с помощью меча». Папа никоим образом не прокомментировал эту цитату, его лекция была посвящена анализу западной философии. Однако слова Папы стали причиной для возмущения во многих странах Ближнего Востока, Африки и в Индии. В Палестинской Автономии и Ираке толпа разрушила несколько церквей, в Сомали убили монахиню, в Ираке – двух христиан. «Аль-Кайда» пообещала отомстить понтифику.

Впрочем, вероятно, самый известный пример такого рода – реакция на роман «Сатанинские стихи» британского писателя индийского происхождения Салмана Рушди. Некоторые читатели считают, что в сюжете книги обыгрываются биографические черты Мухаммеда. Книга была опубликована в 1988 году.

В январе 1989 года группа британцев – выходцев из Пакистана – живущих в британском Брэдфорде, устроили шествие по улицам города и сожгли книгу Рушди. На следующей неделе 10 тысяч пакистанцев прошли маршем по улицам Исламабада и попытались взять штурмом Американский культурный центр. В феврале духовный лидер Ирана аятолла Хомейни вынес религиозное предписание, согласно которому писатель должен был быть убит (после этого Лондон разорвал дипломатические отношения с Тегераном). Через три месяца после вынесения этого решения Хомейни скончался, однако смертный приговор продолжает действовать. Ряд британских дипломатических представительств подверглись нападению агрессивных толп. Убийцы, связанные с организациями исламских радикалов, убили двух переводчиков романа – в Японии и Италии, и покушались на жизнь еще двух – в Норвегии и Турции. Британские спецслужбы приставили к Рушди охрану, писатель вынужден вести полуподпольный образ жизни.

В 2007 году волнения вспыхнули вновь. Поводом для этого стало посвящения Салмана Рушди в рыцари за достижения в области литературы. Акции протеста прошли во многих городах Пакистана, Ирана и Индии.

Роман «Сатанинские стихи» запрещен в 12 государствах мира. Турция остается единственной страной с преимущественно мусульманским населением, где этот запрет не был введен.